SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел :: Текущий раздел

25 января - Татьянин день, праздник студенчества. К этому дню мы приурочиваем очередной опрос на нашем Форуме, на этот раз о высшем образовании, его смысле и "сухом остатке". А ниже  мы публикуем статью из газеты  "Известия науки".


Наталья КОНЫГИНА. "Известия науки", 24 января 2004г.

ОТ СЕССИИ - К КАРЬЕРЕ

В воскресенье - самый студенческий праздник, Татьянин день. Но несмотря на то, что его будут отмечать так же, как и много лет назад, современные российские студенты мало похожи на студентов советских и ранних постсоветских времен, утверждают социологи. По результатам последних исследований, проведенных Центром социологических исследований МГУ, нынешние студенты рациональны, социально пассивны, материально обеспечены и хотят учиться.

Студенческое братство ушло в прошлое

Высшее образование, интерес к которому российская молодежь потеряла было в середине 90-х годов, снова стало популярным. Если в самом "провальном" 1993 году на 10 000 населения приходилось 176 студентов, то в 2002 году их было уже почти в 2,5 раза больше - 410 человек. Однако это были уже совсем другие студенты.

- Корпоративные связи внутри студенчества как социальной группы сейчас достаточно слабы по сравнению с тем, что было раньше, - рассказывает директор Центра социологических исследований МГУ Сергей ТУМАНОВ. - Корпоративные связи в первую очередь определяются совместной деятельностью внутри сообщества. Раньше это была не только учеба, но и стройотряды, студенческие научные кружки, турпоходы, слеты авторской песни или дежурство по этажу в общежитии. Сейчас этого нет, и даже учеба для современного студента - это полдела, поэтому и социальные связи стали наполовину слабее.

По словам Туманова, современные студенты действительно вынуждены в ущерб учебе тратить много времени на подработки. Так, среди выпускников МГУ за время учебы ни разу не подрабатывали только 27 процентов, а 50 процентов делали это каждый год. Однако только треть студентов работает, потому что родители не могут обеспечить их всем необходимым. Еще одна треть работает, чтобы попробовать себя в деле и к концу учебы четко понимать, на чем они хотят специализироваться. Оставшаяся часть студентов работает, чтобы обеспечить себе трудоустройство после окончания университета.

Учеба - удел богатых

Сергей Туманов утверждает, что к современному студенту уже мало применимо определение "бедный" - в основном благодаря родителям. В МГУ 16 процентов студентов второго-четвертого курсов считают, что у их семей высокие доходы (к пятому курсу эта цифра удваивается), а 61 процент называет семейные доходы средними. При этом "высокие доходы" начинаются с $1000 на семью (правда, по словам Туманова, такую сумму называют немногие студенты, у основной массы она гораздо больше), "средние" - с $500. 21 процент студентов регулярно отдыхает за рубежом. Для сравнения - среди преподавателей этот показатель в три раза ниже. При этом 11 процентов учащихся университета признались, что вынуждены экономить на питании. Тем не менее социологи считают, что большая часть студентов по всей России - это дети из обеспеченных по российским меркам семей.

- Причина в том, что разрыв между школьным образованием и уровнем знаний, необходимых для успешной учебы в вузе, все время увеличивается, - говорит Сергей Туманов. - Этот разрыв чаще всего ликвидируется с помощью репетиторов, а для этого нужны немалые деньги. Поэтому нельзя сказать, что вузы сегодня аккумулируют самую талантливую молодежь. Туда попадают скорее самые обеспеченные. И Единый государственный экзамен в этой ситуации - не спасение. Когда сторонники ЕГЭ говорят, что благодаря ему наиболее способные ребята из провинции попадут в хорошие столичные вузы, они сильно лукавят. Попадут не столько способные, сколько обеспеченные ребята. Небогатые родители просто не смогут содержать своего одаренного ребенка в столице.

Рационализм вместо социальной активности

В прошлое ушла еще одна ранее характерная для студентов черта - социальная активность. Ее заменила другая - рационализм.

- Студенты перестали быть активными в конце 80-х годов, - говорит Сергей Туманов. - Это связано с тем, что они стали более рациональными. Прожить на стипендию нельзя было и раньше, но с начала 90-х годов она стала совсем символической. Студенты в массе своей начали подрабатывать и из-за этого пропускать занятия. Следовательно, нужно было по-другому выстраивать отношения с администрацией вуза, чтобы не отчислили. В таких условиях демонстрировать свои убеждения опасно.

Вопреки распространенному мнению об аполитичности студентов молодежь в политике прекрасно разбирается. Но почти 100 процентов опрошенных студентов ни в каких партиях и иных политических организациях не состоят. При этом они допускают, что тот, у кого есть рациональный мотив для участия в политике, например построение политической карьеры, вполне может этим заниматься. Для себя же они такого мотива не видят.

Вместо политики и политиков студенты полагаются на себя и свое образование. 67 процентов российских студентов считают, что успех в жизни зависит от хорошего образования. А 23 процента студентов МГУ хотели бы получить второе высшее образование, и почти 40 - остаться в аспирантуре. Всего по Москве продолжить учебу по окончании вуза собираются 56 процентов студентов. В Петербурге - 48 процентов, в Екатеринбурге - 24, в Уфе - 14, в Смоленске - 12.

- Такая разница в процентах объясняется как качеством образования, так и тем, что столичные студенты могут получить больше дивидендов от хорошего образования, следовательно, лучше понимают его необходимость, - говорит Туманов.

Работать по специальности после окончания МГУ хотел бы 71 процент студентов, 13 процентов скорее всего будут заниматься чем-то другим, а 16 процентов еще не определились. При этом 30 процентов от всех опрошенных боятся, что могут вообще не найти работу.

Искать счастья за границей после окончания вуза намерены шесть процентов российских студентов. Сергей Туманов объясняет это не патриотизмом, а тем же рационализмом. По его мнению, студенты трезво оценивают уровень своей подготовки и понимают, что в большинстве случаев их за границей никто не ждет. Поэтому желающие эмигрировать стараются сначала поступить в аспирантуру в России, защитить кандидатскую диссертацию и только после этого ориентироваться на работу за границей.

Зачем получают высшее образование

Анастасия БОРЗЕНКОВА III курс факультета журналистики МГУ:

Изначально, после школы, у меня, скажем так, не было выбора: мне надо было поступить. Золотая медаль "давила". В итоге получать высшее образование я начала на социологическом факультете МГУ, не зная, по большому счету, кем в итоге буду. Со второго семестра первого курса начала работать в журналистике. Причем довольно плотно. На учебу на дневном отделении непрофильного факультета стало просто жалко времени. Поняв, что в журналистику я надолго, решила, пока не поздно, переводиться на вечернее отделение журфака. Откровенно верила, что это очень поможет в работе. И действительно помогает. Конечно, никто на журфаке не учит делать репортажи и писать статьи. Все это - дело практики. Но! Там действительно дают качественное гуманитарное образование. Этакую платформу для всего остального. И, пожалуй, именно это платформа и является ответом на вопрос: "Зачем студенту-гуманитарию высшее образование?".

Анна БЛАЖЕНОВА, IV курс биологического факультета МГУ:

Высшее образование мне нужно как для того, чтобы стать хорошим специалистом, так и для общего развития. МГУ позволяет получить сразу несколько высших образований. У меня основной факультет - биологический, кроме того я получаю второе высшее педагогическое образование и планирую закончить французский колледж при МГУ - это филиал Сорбонны. Биология мне интересна сама по себе, педагогика - потому что хочется детей учить биологии, а французский колледж - потому что язык нравится. По какой-то из этих специальностей я обязательно буду работать.

Александр СИМОНОВ, V курс факультета электроники и компьютерных технологий Московского государственного института электронной техники:

Мне высшее образование нужно в первую очередь для общего развития. Ну и для получения специальных знаний в определенной области, в моем случае - в микроэлектронике. Не знаю, правда, пригодятся ли они мне, потому что по специальности я работать пока не планирую. Я еще на первом курсе занялся разработкой веб-сайтов и добился некоторых успехов в этом деле. Бросать все и идти на работу по специальности - это возвращаться на четыре года назад. К тому же не думаю, что у нас в стране в ближайшие 20-30 лет возможно развитие микроэлектроники до такого уровня, когда специалистам будут платить за работу приемлемые деньги. Но главное, что сейчас процесс обучения мне интересен и у меня будет технический диплом.

 

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта