Речь В.Игрунова на слушании кассационной жалобы на решение Верховного Суда первой инстанции о ликвидации партии СЛОН. 26 апреля 2007 г. Ликвидация партии СЛОН. Часть 2. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2007 г. политическая партия «Союз людей за образование и науку» была ликвидирована. С нашей точки зрения такое решение суда неправомерно и нарушает избирательные права, предусмотренные Конституцией РФ и относящиеся к основополагающим правам человека и гражданина. В соответствии п. 2 ст. 32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Но в полной мере реализовать свое право они могут исключительно через политические партии, ибо в соответствии с п.п. 1–2 ст. 7 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются исключительно политическими партиями в составе федеральных списков кандидатов. В соответствии с п. 2. ст. 3 Федеральным законом «О политических партиях» общая численность политической партии должна составлять не менее 50.000 человек. Однако материальное бремя, необходимое для функционирования партии в рамках, предусмотренных настоящим законом, чрезмерно для малообеспеченных слоев населения и, таким образом, лишают значительную часть российских граждан права формировать политическую партию, отражающую их интересы. Это исключает их из процесса формирования федеральных органов государственной власти и грубо нарушает их гражданские избирательные права, предусмотренные п. 2 ст. 19 и п.п. 1–2 ст. 32 Конституции РФ, поскольку политическое поведение малых групп граждан России (политических меньшинств) фактически ставится в зависимость от поведения большинства — иных граждан — и дискриминирует их по материальному и социальному признаку. В соответствии с п. 2 ст. 19 Конституции РФ «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». То есть граждане равны независимо от имущественного и должностного положения, запрещаются любые формы ограничения гражданских прав по признаку социальной принадлежности. Кроме того, суд при вынесении решения мотивировал его ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 года № 1-П по делу о проверке конституционности ч. 2–3 п. 2 ст. 3 и п. 6 ст. 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия». Однако ссылка на данное решение не может быть принята во внимание с точки зрения приведенной аргументации, поскольку в решении Конституционного Суда не рассмотрен вопрос о материальном обременении лиц, решивших участвовать в политической жизни. Чрезмерное обременение фактически лишает малообеспеченных граждан права полноценно участвовать в политической жизни страны, что противоречит ст. 19 Конституции РФ. Не может учитываться Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 года № 1-П по делу о проверке конституционности ч. 2–3 п. 2 ст. 3 и п. 6 ст. 47 Федерального закона «О политических партиях» при вынесении решения о ликвидации политической партии СЛОН и по другим основаниям. Дело в том, что Конституционный Суд в упомянутом решении признает, что федеральный законодатель призван урегулировать вопрос о численности партий таким образом, чтобы «численный состав и территориальный масштаб деятельности политических партий не были чрезмерными и не посягали на само существо (основное содержание) политических партий, т.е. в конечном счете должен руководствоваться критерием разумной достаточности». Суд признал, что численность партий в размере 10 тысяч членов не препятствует политическому плюрализму и возникновению новых партий. Однако в настоящее время действует иная редакция Федерального закона «О политических партиях», требующая для существования партии 50 тысяч членов. А это существенно иные требования, что подтверждает юридическая практика. Если на основании Федерального закона «О политических партиях» в редакции от 21 марта 2002 года в Российской Федерации продолжала развиваться многопартийность и регистрировались новые политические партии, в частности СЛОН, то на основании ФЗ «О политических партиях» в действующей редакции не было зарегистрировано ни одной вновь созданной политической партии, в то время как с политической арены исчезли десятки партий, за которые на выборах 2003 года в совокупности проголосовали миллионы российских граждан. Эти факты свидетельствуют в пользу того, что принцип разумной достаточности не выдержан и «политическая целесообразность» трактуется в пользу сворачивания плюрализма, что противоречит духу и смыслу Конституции РФ. Необходимо также принять во внимание, что Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 года № 1-П по делу о проверке конституционности ч. 2–3 п. 2 ст. 3 и п. 6 ст. 47 Федерального закона «О политических партиях» примени мо в случае рассмотрения вопроса о регистрации политической партии. В случае рассмотрения вопроса о ликвидации уже существующей политической партии должны быть рассмотрены и другие аргументы. Прежде всего, речь идет о том, что политическая партия СЛОН приняла участие в федеральных выборах в Государственную Думу, что было бы невозможно, если бы ее в этом не поддержало 200 тысяч российских граждан, что должно рассматриваться как гораздо более активная поддержка, чем формальная запись 50 тысяч членов в списки партии. Более того, на выборах 2003 года политическая партия СЛОН собрала симпатии 105 тысяч российских граждан, что, несомненно, свидетельствует в пользу наличия значительного числа сторонников и потенциальных членов партии. При этом следует иметь в виду, что Партия СЛОН была зарегистрирована всего за три дня до объявления выборов и ввиду столь краткого срока существования не смогла собрать достаточно средств в избирательный фонд и, вследствие этого, участвовала в выборах практически без политической рекламы при минимальном уровне известности. И, тем не менее, многие российские граждане решили отдать ей свои голоса. Только резкий рост расходов, вызванный новыми требованиями действующей редакции Федерального закона «О политических партиях» оказался препятствием на пути роста численности партии, но поддержка со стороны избирателей налицо. Должен сказать, что я продолжаю получать письма от граждан с просьбой принять их в члены партии, несмотря на то, что СЛОН уже ликвидирован решением суда. И еще один аргумент необходимо принять во внимание. По спискам избирательных блоков с участием партии СЛОН избраны депутаты, как на региональном, так и на местном уровнях. Следовательно, по крайней мере, в нескольких субъектах Российской Федерации программа партии соответствует массовым ожиданиям избирателей. В этом случае упразднение партии лишит часть граждан возможности воспользоваться активным избирательным правом в соответствии со своими взглядами и ожиданиями. Значительное число членов партии СЛОН не смогут также воспользоваться пассивным избирательным правом, поскольку среди прошедших перерегистрацию политических партий нет ни одной, близкой СЛОНу по системе взглядов и ценностей. Система взглядов партии СЛОН сформирована в условиях новых политических реальностей, характерных для начала ХХI века, и являет собой новый культурно-ценностный комплекс, который еще мало понятен большинству граждан. Странно было бы ожидать, что приверженность новым взглядам сразу же станет массовым явлением, однако это обстоятельство не должно препятствовать активному участию в политической жизни людей с нетривиальными идеями и подходами. В возражении на Кассационную жалобу Управления по делам политических партий, регистрации общественных, религиозных и иных организаций приводится, на наш взгляд, неприемлемая аргументация в пользу того, что ликвидация политической партии не нанесет ущерба пассивному избирательному праву граждан. Ссылка на то, что «граждане, являющиеся беспартийными, вправе выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы государственной власти по спискам иных политических партий» в своем основании имеет мысль, что политическая партии есть не объединения граждан по идеологическим основаниям, а корпорации прагматиков, единственной целью которых является соискание властных полномочий. Однако это далеко не всегда так. В политике присутствуют также люди со стойкой системой взглядов. Их выдвижение на выборах в органы государственной власти по спискам партий, чью систему взглядов и ценностей они не разделяют, является невозможным. И, следовательно, их пассивное избирательное право может быть ограничено. Учитывая вышеизложенное, прошу: 1. Отменить решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2007 года о ликвидации политической партии «Союз людей за образование и науку» и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц. 2. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии ч. 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона «О политических партиях» п. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации. См. также речь В.Игрунова Люди превращены из граждан в подданных. 16 фев. 2007 г.
|