SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел :: Текущий раздел

РЕШЕНИЯ IV СЪЕЗДА
"СИБИРСКОГО НАРОДНОГО СОБОРА"
"МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ
В СИБИРСКОМ ОКРУГЕ"
19-20 ФЕВРАЛЯ 2004, КРАСНОЯРСК

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК НОВЫЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРЬ НА ПУТИ К ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЕМ

 

История российских реформ демонстрирует одну и ту же закономерность – невероятно сильная эмоциональная поддержка реформ в начале и быстрый переход к отрицанию их необходимости после первых шагов реформ. На смену всеобщему нетерпению и желанию все сделать «сразу и хорошо» приходит нежелание что-либо изменять даже в том случае, если это крайне необходимо для общества и страны. Во многом эта закономерность связана с традиционной узкой структурой сил, участвующих в проведении преобразований, как правило, проводимых в России «сверху» чиновниками и самими реформируемыми структурами, у которых есть масса причин «изменяться, не меняясь».

Лишь ощущение всем обществом реальных угроз, надвигающихся кризисов и катастроф приводит к вовлечению в проведение реформ других сил, общественно активных и ответственных, способных увидеть необходимость изменений вовремя и с точки зрения полезности для общества и государства.

Наиболее отчетливо это отражено в высказывании Уинстона Черчилля, сделанном им в начале второй мировой войны: «Война настолько серьезное дело, что ее нельзя доверять генералам». Время подтвердило правильность этих слов, и Англия осталась непобежденной благодаря объединению усилий общества и государства, политиков и генералов, власти и народа.

По многим причинам модернизация образования в России может быть отнесена именно к таким ситуациям, когда полноценное изменение целей и задач образования, повышение качества и скорости адаптации образования к изменяющимся условиям экономической, социальной и политической деятельности в современном мире, согласование этих целей с целями развития страны могут быть сделаны лишь общими усилиями. Роль общества, общественного мнения, институтов гражданского общества становится не только важной и полезной, но и крайне необходимой. Оценивая общую ситуацию в России можно, на наш взгляд, смело вслед за У.Черчиллем сказать: «Образование настолько серьезное дело, что доверять его генералам от образования нельзя».

В последнее десятилетие мир стал стремительно изменяться. Развернулась невероятно жесткая глобальная конкуренция стран за новый вид ресурсов: знание. Успех многих стран прежде всего стал определяться уровнем образования и умением людей бизнеса, знания и власти превращать знания в инновации, т.е. новшества, имеющие спрос на рынке. Коммерциализация знания для удовлетворения потребностей людей стала основой нового стремительно растущего сектора экономики – новой экономики, или иначе, инновационной экономики. Именно этот сектор экономики стал основой неожиданного прорыва вверх ранее периферийных стран Сингапура, Малайзии, Финляндии, ныне лидеров в рейтинге конкурентоспособности развитых стран. Отсутствие развитого сектора этой экономики делает Россию все менее конкурентоспособной страной (в 2003 г. 65-е место из 80-ти развитых стран[1]), полностью зависимой от цен на нефть и другие экспортируемые природные ресурсы.

Эпоха успешной индустриализации страны позади.

Пришло время создания новых, зависимых от образования и уровня развития науки, видов экономики, которые позволят решить задачи удвоения ВВП и устранения бедности в России за короткие сроки.

Пришло время становиться России «Россией знания», Россией технологий, приносящих благополучие.

Пришло время активной совместной работы общества и работников образования.

Одной из форм такой работы, несомненно, явился недавно проведенный IV съезд «Сибирского Народного Собора».

Этот съезд проходил 19-20 февраля 2004 г. в г. Красноярске. Организатором съезда стала набирающая свою силу новая общественная организация Сибирского Федерального округа. Это общественное движение было создано два года назад по инициативе известных ученых из Новосибирского Академгородка: историка и археолога, академика РАН А.П. Деревянко и руководителя Сибирского отделения Российской Медицинской Академии наук академика Ю.И. Бородина. Они предложили Полномочному представителю Президента РФ в СибФО Л.В.Драчевскому поддержать создание общественной организации нового типа, состоящей из известных людей науки, образования, общественных и религиозных лидеров Сибири, которые могли бы, встречаясь раз в полгода, обсуждать самые актуальные проблемы Сибирского округа и вместе с представителями власти регионов Сибири искать пути их разрешения.

Руководителем Красноярского регионального отделения и членом Совета данной межрегиональной общественной организации с момента организации «Сибирского Народного Собора» является ректор КГПУ, депутат Законодательного Собрания Красноярского края, профессор Н.И.Дроздов.

«Сибирский Народ­ный Собор» — явле­ние новое. Это не обычная, можно сказать, нетрадиционная для России, обще­ственная организация, которая не просит, не требует, не распределяет…

Основная идея Собора, как её задумали организаторы— это со­здание общности сведущих людей (так называли экспертов совсем недавно в Сибири), объединяющихся с целью понять, объяснить и пред­ложить пути решения актуальных проблем своих регионов, Сибири в целом для общества и власти.

Традиционно в экспертах видят, прежде всего, советников людей, принимающих решения. Их обычно внима­тельно слушают и потом… посту­пают так, как считают нужным. Известно лишь немного примеров успешной деятельности эксперт­ных сообществ в советское время и в новой России.

«СНС» пытается взять довольно высокую планку: он создает усло­вия для объединения людей авто­ритетных, умеющих, активных, знающих, сведущих, которые мо­гут быть реальными посредни­ками между обществом, элитой и властью. Подавляющее число этих людей не стремится к влас­ти и никог­да не будет политика­ми. Они за­няты другим общественно важным де­лом: они хотят реализо­ваться как люди, вы­рабатываю­щие важные предложения и рекомендации для обще­ства и для власти.

Съезды таких людей из всех регионов Сибири являются своеобразной школой этого нарождающегося поколения знающих и ответственных экспертов, умеющих слушать и понимать друг друга, принимать согласованные решения, вырабатывать рекомендации и предложения. «Сибирский Народный Собор» ищет свое лицо. В нем есть черты от старинных Земских Соборов, принимавших решения по очень важным делам, есть черты современных экспертных сообществ типа Rand Corporation, имеются приметы известных по недавнему прошлому традиций обмена опытом и намечаются контуры современных интеллектуальных сетей.

Самое важное, что это действующая организация, и ее сигналы быстро доходят до властных структур и влиятельных общественных сил. Каждая резолюция съезда по-своему актуальна и целенаправлена (тексты резолюций I-III съездов размещены на сайтах

http://www.sibfo.ru/projects/sns.phtml?action=art&nart=1067

http://www.sibfo.ru/projects/sns.phtml?action=art&nart=418

http://www.sibfo.ru/projects/sns.phtml?action=art&nart=417)

IV съезд «СНС» в Красноярске стал новой вехой в деятельности этой общественной организации.

Во-первых, тема съезда - «Молодежная политика и образование» - вызвала большой интерес, и количество делегатов более, чем на на 40% превысило количество участников прежних съездов. Вместо 150-160 человек, на съезде присутствовало около 250 делегатов и гостей съезда, включая 20 академиков и член - корреспондентов РАО.

Во-вторых, в работе съезда участвовали высокие официальные гости: полномочный представитель Президента РФ в СибФО Л.В.Драчевский, первый замминистра образования В.А.Болотов, премьер-министр Тывы Ш.Д.Ооржак, Губернатор Красноярского края А.Г.Хлопонин, большое количество представителей властных структур регионов Сибири.

В-третьих, на съезде прошло не пять, как планировалось, а семь круглых столов, в которых участвовало не менее 450 человек.

Главной целью съезда и стало обсуждение проблем образования и воспитания молодежи в Сибири, рассмотрение конкретных предложений и рекомендаций, как сделать молодежную политику ресурсом развития, как превратить знания в благополучие сибиряков.

Принятая резолюция по своему накалу, по своему внутреннему содержанию - одна из самых логически жестких и целеполагающих из всех принятых до этого. Впервые в обращении к официальным органам власти в России был поднят вопрос о создании Фонда будущих поколений, формируемого за счет части налога на добычу природных ископаемых, которая прежде всего должна направляться на развитие образования и науки, создание условий для инновационной деятельности и благоприятной среды работы и жизни молодых. Особое внимание было обращено на необходимость широкой поддержки инновационной деятельности, на обеспечение права молодого человека на получение современного образования, на необходимость использования современного положительного опыта развития европейского образования для улучшения качества образования в России.

Главный призыв к молодежи съезда прозвучал очень кратко: нужно быть патриотом своей малой и большой Родины, нужно учиться преодолевать любые жизненные трудности, быть целеустремленным, активным и настойчивым, т.е. иметь сибирский характер.

Экспертное сообщество «Сибирского Народного Собора» за предыдущие три съезда научилось превращать жесткие общественные требования в сухие нормативно-правовые формулировки, которые понятны чиновникам всех уровней, политикам разных партий. Это залог того, что путь от осознания проблем до конкретного решения будет сокращаться. Это признак того, что появляются новые общественные силы, готовые взять на себя ответственность за будущее своих детей, за новое будущее образования, за будущее страны. Общий настрой съезда - богатство России должно прирастать не только природными богатствами Сибири, но и знаниями, умениями, активностью, деятельностью людей Сибири.

В начале марта Резолюция съезда была отослана Президенту и Правительству России, другим органам власти России и регионов Сибири. Ее основные положения совпадают с заявленными целями и задачами нового Правительства России (см. Приложение 4).

 

Ю.Н.Москвич

22.04.2004

 

Ранее отдельные части данной статьи были опубликованы в:

«Вестнике Красноярского отделения «СНС», №1, 18.02.2004, Ю.Н.Москвич, Институт общественной экспертизы.

Галерее-VIP, №2, 17(2004), Ю.Н.Москвич «Сибирский Народный Собор» в Красноярске: большой аншлаг и серьезный прорыв.

 


1. Резолюция съезда

Мы, делегаты IV съезда межрегионального общественного движения "Сибирский Народный Собор" - представители научной и творческой интеллигенции, молодежных, общественных, религиозных организаций, действующих на территории субъектов Российской Федерации Сибирского региона, обсудив вопросы молодежной политики и образования, информируем общественность, органы государственной власти, органы местного самоуправления о ситуации, складывающейся в Сибири.

 В настоящее время страна последовательно начинает выходить из системного кризиса. Утверждаются социальные отношения, основанные на принципах гражданского общества и правового государства. Формируются стабильные условия  эффективной реализации молодежной политики и развития образования. Расширяются сотрудничество государственных и негосударственных структур, поле деятельности многих общественных организаций и движений. Реализуются программы в сфере молодежной политики и образования. Создаются необходимые условия для самореализации молодежи, осуществляется поддержка молодежных инициатив, принимаются меры для повышения престижа здорового образа жизни.

В последние годы в нашей стране появилась официально оформленная государственная позиция в отношении модернизации и перспектив развития образовательных учреждений: закон "О Федеральной программе развития образования России на 2000-2005 гг.", постановление Правительства РФ "О Национальной доктрине образования в Российской Федерации" и ряд других документов. Внесены изменения в законодательные акты, предусматривающие повышение размера стипендий студентам, оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Состоялось заседание Государственного Совета России "О развитии образования в Российской Федерации".

На фоне позитивных изменений в экономике при наличии предпосылок и условий инновационной деятельности молодежных и образовательных учреждений в сфере молодежной политики и образования сохраняются  проблемы, требующие первоочередного решения.

Прежде всего необходимо формирование толерантной, нравственно- ответственной и активной личности, способной не только проявить, но и добиться осуществления инициаций, что предполагает формирование способностей, позволяющих критически оценивать собственные возможности, находить "точки роста", проектировать и реализовывать программу развития во всех сферах жизни человека.

Отличительной чертой последних лет является рост престижа образования в молодежной среде. Однако в процессе модернизации образования первоочередной задачей стало реформирование учебного процесса. Вопросы воспитания были отодвинуты на второй план. До сих пор не оформился единый системный подход  к воспитательной деятельности, нет утвержденной на федеральном уровне инициативы в развитии межкультурного диалога, формирования атмосферы толерантности в молодежной среде.

Отсутствует система объективной оценки качества знаний учащихся и преподавателей, о чем говорят результаты вступительных экзаменов в ВУЗы. Актуальной остается проблема обучения детей, имеющих отклонения в развитии. Наблюдается старение кадров профессорско-преподавательского состава во многих высших учебных заведениях и общеобразовательных школах. Ввиду низкой заработной платы в учебных заведениях на педагогической и преподавательской работе трудно закрепить молодежь. Требует улучшения комплектование учителями сельских школ.

Один из актуальных вопросов молодежной политики, особенно в сельской местности - трудоустройство молодежи. Низкая конкурентоспособность, недостаток рабочих мест ведут к снижению роли молодежи на рынке труда.

Серьезную тревогу вызывают данные о состоянии здоровья молодых людей: постоянный рост хронических заболеваний, психических расстройств, связанных с употреблением алкоголя и наркотиков.

В большинстве регионов Сибири отмечен рост преступлений среди несовершеннолетних. Вместе с тем, характерный для Сибири уникально высокий уровень толерантности и активности населения представляет собой особенный ресурс, который следует развивать и пропагандировать как богатейший сибирский опыт совместного сосуществования различных народов.

 В связи с этим, необходимо объединение усилий органов государственной власти, общественности, научно-образовательного сообщества, бизнеса и самой молодежи Сибири, направленных на формирование человека, способного не только проявить, но и добиться самореализации во всех сферах жизни. Могущество России должно прирастать не только природными богатствами Сибири, но и интеллектуальными ресурсами её активных и творчески одаренных граждан.

Обращаясь от имени Сибирского Народного Собора как общественного форума, выражая обеспокоенность за будущее России, развитие и интеграцию Нового человека в общество, мы заявляем, что вопросы молодежной политики и образования должны стать  предметом деятельности каждого гражданина, всех институтов формирующегося в нашей стране гражданского общества, органов государственной власти и местного самоуправления.

Мы, делегаты IV съезда межрегионального общественного движения "Сибирский Народный Собор", обращаемся с предложениями:

К Президенту Российской Федерации:

·  гарантировать конституционное право молодого человека на получение образования, жилья, занятость, поддержку молодой семьи.

К Федеральному Собранию Российской Федерации:

·  разработать и принять закон о молодежи;
·  принять закон "О государственном стандарте общего образования"

К Правительству Российской Федерации:

· продолжить  модернизацию системы образования, опираясь на многовековой опыт государства, лучшие традиции российской, советской школы;
· рекомендовать к внедрению в учебный процесс современные методики только после того как они доказали свою эффективность;
· не допустить приватизации ВУЗов и полной коммерциализации образования, унификации научных школ, сокращения социального "пакета" гарантий для работников сельских образовательных учреждений;
· обеспечить в полном объеме финансирование федеральных целевых программ, касающихся образования и молодежной политики;
· включить инновационные проекты в единую российскую систему образования;
·  сформировать систему непрерывного образования и переподготовки кадров, в том числе и педагогического состава;
· поддержать научные разработки и ускорить внедрение в практику результатов научных исследований, направленных на развитие инициативных и внедренческих способностей человека;
· развивать ученическое и студенческое самоуправление в образовательных учреждениях;
· рассматривать молодежную политику как стратегическую политику развития человеческого потенциала, обеспечивающую социальное, культурное, экономическое развитие региона;
· оказывать поддержку малому и среднему бизнесу, создающему рабочие места для молодежи;
· создать доступную систему приобретения жилья молодыми семьями;
· рассмотреть возможность создания "Фонда будущих поколений", формируемого за счет части от налога на добычу природных ископаемых.

К органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

· поддержать инициативу молодежных организаций Красноярского края и Новосибирской области о разработке Концепции молодежной политики;
· разработать и внедрить региональные и муниципальные целевые программы, направленные на формирование гармонично развитого молодого человека, здорового образа жизни, экономической поддержки молодых семей;
· учитывать при формировании программ международного сотрудничества возможность взаимодействия молодежных общественных организаций, появления совместных проектов в сфере социального развития, обмена опытом инноваций, которые охватывали бы все типы молодежных общественных организаций;
· развивать сеть региональных и местных образовательных и молодежных информационно-аналитических центров;
· обеспечить организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности в образовании;
· уделять особое внимание материально-техническому обеспечению (лабораторно-экспериментальное  и учебное оборудование, компьютерная техника, информационные ресурсы) сельских школ для преподавания естественно-научных дисциплин;
· совершенствовать программы переподготовки кадров для системы образования, молодежной политики, в том числе педагогов дополнительного образования по специальности "куратор молодежного проекта";
· рекомендовать разработать комплексную систему образовательно-воспитательной деятельности с работающей молодежью, в том числе по получению дополнительного образования на льготных условиях;
· уделять особое внимание  системе начального профессионального образования, так как многие профессионально-технические училища находятся в условиях самовыживания;
· содействовать консолидации усилий различных организаций, направленных на инновационное развитие и содержательную, координационную поддержку молодежной социальной активности, по выстраиванию взаимно полезного сотрудничества и необходимой координации действий, в том числе, через создание "Общественных ассоциаций инновационного развития";
· содействовать созданию молодежных кадровых центров;
· активизировать работу по заключению трехсторонних договоров между работодателем, студентом и ВУЗом, гарантирующих   трудоустройство специалистов;
· разработать этнонациональный компонент в структуре региональных образовательных стандартов и включить его в программы преподавания;
· сформировать систему поощрения для учителей и преподавателей, а также журналистов, вносящих реальный вклад в осуществление межкультурного и межнационального диалога;
· способствовать устранению нарушений в области трудовых прав молодежи;
· уделять особое внимание воспитанию у молодежи нравственного отношения к трудовой деятельности, закреплению у молодых людей основ трудовой этики, положительного восприятия созидательной деятельности как сознательного и ответственного процесса должного поведения гражданина с учетом духовных традиций народов России;
· содействовать созданию производственно-образовательных комплексов в целях приближения образования к реальным экономическим условиям;
·  разработать  механизм льготного кредитования молодежи на строительство жилья, иные социальные нужды;
· расширить существующую систему губернаторских премий, стипендий для студенчества;
· рекомендовать использовать такие формы повышения творческой активности молодежи, как Школа актива губернатора, Школа молодых предпринимателей, Школа кадрового резерва управленцев и т.д.;
· создать информационный банк одаренных учащихся и разработать меры по их дальнейшей поддержке;
· организовать проведение тематических школьных олимпиад по теме: "Культурное наследие Сибири";
· внедрять в учебный и воспитательный процессы методики формирования навыков гражданской социальной ответственности √ добровольчества, реализации собственных инициатив граждан и социальных инициатив, защиты своих прав и т.д.;
· восстановить и развить систему работы школы с родителями и учебных заведений с предприятиями и организациями;
· развивать систему государственной поддержки детских и молодежных общественных объединений;
· поддержать проведение Сибирского форума общественных объединений, реализующих образовательную и молодежную политику в Сибирском регионе;
· содействовать становлению системы молодежных парламентов с определением их  полномочий и механизмов формирования;
· информировать население о ходе выполнения мероприятий по  модернизации образования, вопросам молодежной политики.

К средствам массовой информации:

· формировать позитивный образ современного молодого человека как носителя творческого потенциала и активности, самостоятельно формирующего свою жизненную среду, участвующего в решении задач социальной и культурной жизни, патриота своей  Родины;
· участвовать в создании информационной среды, способствующей формированию инновационных проектов, решению общественных проблем, развитию культуры;
· включиться в трансляцию сибирской системы ценностей, поиск и освещение явлений и тенденций сибирской культуры, новых форм искусства и культуротворчества.

К религиозным организациям Сибири:

· активнее участвовать в нравственном воспитании молодежи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей для обеспечения возможности свободного нравственно-ответственного развития, будущего без наркотиков, насилия, разврата и тоталитарно-деструктивных влияний.

К гражданам Российской Федерации, проживающим в Сибирском регионе:

· обратиться к позитивному историческому и личному опыту преодоления жизненных трудностей с целью передачи его своим детям, родным и близким;
· рассматривать нынешнее состояние социально-экономического  неблагополучия не только как результат деятельности государства и общества, но и как импульс к повышению гражданской активности каждого человека и его социального окружения.

К молодежи Сибири:

· сохранять духовно-нравственные, трудовые и героические  традиции сибиряков - высокое чувство ответственности, способность преодолевать жизненные трудности, целеустремленность, настойчивость, надежность, чувство товарищества и гражданского долга, преданность своему Отечеству и готовность к его защите.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ,
высказанные участниками IV Съезда Межрегионального общественного движения "Сибирский Народный Собор"

1. Четко обозначить инновационную деятельность в социальной сфере как одно из приоритетных направлений развития российского общества, способствующее формированию гражданской позиции, развитию патриотизма, вовлечению общественных сил в решение общественных проблем.

2. Рекомендовать к внедрению в образовательные учреждения разного уровня технологии, направленные на формирование личности, способной ответственно решать проблемные ситуации на всех этапах жизни.

3. Изменить идеологию вступления в Болонский процесс - не догнать образование Европы, а использовать современный положительный опыт  развития европейского образования.

4. Определить приоритеты государственного заказа в сферах образования, культуры, молодежной политики и формы взаимодействия государственных органов власти с инновационными группами.

5. Создать правовой механизм существования федеральных инновационных площадок в социально значимых сферах деятельности, по образцу федеральных экспериментальных площадок в системе образования, который бы включал в себя способы преодоления ведомственных барьеров на местах.

6. Создать  трансрегиональные кооперационные проекты как для консолидации научного потенциала в формировании единых молодежных программ, так и для проведения совместных социальных проектов, при активном взаимодействии государственных структур, некоммерческих организаций, представителей бизнеса.

7. Разработать стандарты в области дополнительного профессионального образования как общего характера, так и частного (по отдельным направлениям и специальностям).

8. Учитывая отдаленность сибирского Севера от научных центров, разрабатывающих проекты, направленные на решение актуальных проблем образования, выделить в федеральных программах в области образования блок мероприятий, направленных на финансирование научных исследований, консультаций, разработок,  реализуемых в целях развития образования детей, проживающих в районах Крайнего Севера и учитывающих их региональные особенности.

9. Разработать механизм  непрерывного образования специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера,  возвратившихся работать на  территорию традиционного проживания.

10. Упростить процесс регистрации и лицензирования некоммерческих организаций, снизив государственные сборы за регистрацию и уменьшив количество необходимых для прохождения инстанций.

11. Придать проектной деятельности школьников старших классов и студентов статус одной из альтернативных форм получения образования; поддержать разработку программно-методического обеспечения проектной деятельности, в том числе путем открытых конкурсов программ и методических пособий.

12. Разработать специальную федеральную программу поддержки молодой семьи и поощрения рождаемости в российских этносах, имеющих нулевой или отрицательный прирост численности населения, увязав его с разработкой  механизма льготного кредитования молодежи на строительство жилья, иные социальные нужды.


 

2. Основные решения съезда по вопросам образования

(краткие выдержки из резолюции съезда)

 

Достижения общества в последние годы:

Формируются стабильные условия эффективной реализации молодежной политики и развития образования

В последние годы в нашей стране появилась официально оформленная государственная позиция в отношении модернизации и перспектив развития образовательных учреждений.

Отличительной чертой последних лет является рост престижа образования в молодежной среде.

 

назревшие Проблемы образования:

…в процессе модернизации образования первоочередной задачей стало реформирование учебного процесса. Вопросы воспитания были отодвинуты на второй план.

Отсутствует система объективной оценки качества знаний учащихся и преподавателей, о чем говорят результаты вступительных экзаменов в ВУЗы.

Наблюдается старение кадров профессорско-преподавательского состава во многих высших учебных заведениях и общеобразовательных школах.

Требует улучшения комплектование учителями сельских школ.


Обращения съезда к органам власти:

 

К Президенту Российской Федерации:

гарантировать конституционное право молодого человека на получение образования …

К Федеральному Собранию Российской Федерации:

принять закон "О государственном стандарте общего образования"

К Правительству Российской Федерации:

продолжить модернизацию системы образования, опираясь на многовековой опыт государства, лучшие традиции российской, советской школы;

рекомендовать к внедрению в учебный процесс современные методики только после того как они доказали свою эффективность;

не допустить приватизации ВУЗов и полной коммерциализации образования, унификации научных школ, сокращения социального "пакета" гарантий для работников сельских образовательных учреждений;

обеспечить в полном объеме финансирование федеральных целевых программ, касающихся образования и молодежной политики;

включить инновационные проекты в единую российскую систему образования;

сформировать систему непрерывного образования и переподготовки кадров, в том числе и педагогического состава;

поддержать научные разработки и ускорить внедрение в практику результатов научных исследований, направленных на развитие инициативных и внедренческих способностей человека;

развивать ученическое и студенческое самоуправление в образовательных учреждениях;

рассмотреть возможность создания "Фонда будущих поколений", формируемого за счет части от налога на добычу природных ископаемых.

 

 



К органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

 

развивать сеть региональных и местных образовательных и молодежных информационно-аналитических центров;

обеспечить организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности в образовании;

уделять особое внимание материально-техническому обеспечению (лабораторно-экспериментальное и учебное оборудование, компьютерная техника, информационные ресурсы) сельских школ для преподавания естественнонаучных дисциплин;

совершенствовать программы переподготовки кадров для системы образования, молодежной политики, в том числе педагогов дополнительного образования по специальности "куратор молодежного проекта";

рекомендовать разработать комплексную систему образовательно-воспитательной деятельности с работающей молодежью, в том числе по получению дополнительного образования на льготных условиях;

уделять особое внимание  системе начального профессионального образования, так как многие профессионально-технические училища находятся в условиях самовыживания;

содействовать консолидации усилий различных организаций, направленных на инновационное развитие и содержательную, координационную поддержку молодежной социальной активности, по выстраиванию взаимно полезного сотрудничества и необходимой координации действий, в том числе, через создание "Общественных ассоциаций инновационного развития";

содействовать созданию производственно-образовательных комплексов в целях приближения образования к реальным экономическим условиям;

 

 

 

К средствам массовой информации:

участвовать в создании информационной среды, способствующей формированию инновационных проектов, решению общественных проблем, развитию культуры;

 


ПРЕДЛОЖЕНИЯ,

высказанные участниками IV Съезда Межрегионального общественного движения "Сибирский Народный Собор"

19-20 февраля 2004 г., г.Красноярск

 

1. Четко обозначить инновационную деятельность в социальной сфере как одно из приоритетных направлений развития российского общества, способствующее формированию гражданской позиции, развитию патриотизма, вовлечению общественных сил в решение общественных проблем.

2. Рекомендовать к внедрению в образовательные учреждения разного уровня технологии, направленные на формирование личности, способной ответственно решать проблемные ситуации на всех этапах жизни.

3. Изменить идеологию вступления в Болонский процесс - не догнать образование Европы, а использовать современный положительный опыт  развития европейского образования.

4. Определить приоритеты государственного заказа в сферах образования, культуры, молодежной политики и формы взаимодействия государственных органов власти с инновационными группами.

7. Разработать стандарты в области дополнительного профессионального образования как общего характера, так и частного (по отдельным направлениям и специальностям).

8. Учитывая отдаленность сибирского Севера от научных центров, разрабатывающих проекты, направленные на решение актуальных проблем образования, выделить в федеральных программах в области образования блок мероприятий, направленных на финансирование научных исследований, консультаций, разработок,  реализуемых в целях развития образования детей, проживающих в районах Крайнего Севера и учитывающих их региональные особенности.

9. Разработать механизм  непрерывного образования специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера,  возвратившихся работать на  территорию традиционного проживания.

11. Придать проектной деятельности школьников старших классов и студентов статус одной из альтернативных форм получения образования; поддержать разработку программно-методического обеспечения проектной деятельности, в том числе путем открытых конкурсов программ и методических пособий.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Пресс-релиз к IV съезду МОД «СНС»

18-20 февраля 2004 года в г. Красноярске  состоится IV Съезд Межрегионального общественного движения "Сибирский Народный Собор". Председатель оргкомитета академик Ю.И.Бородин (г.Новосибирск). Главная тема съезда - "Молодежная политика и образование в Сибирском Федеральном Округе". Делегатами съезда станут более 230 представителей различных   общественных организаций и представителей различных уровней власти Сибирского региона.

Межрегиональное общественное движение "Сибирский Народный Собор", создано по решению Съезда его учредителей и действует в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общественных объединениях" и другими федеральными законами. Объединение является массовым общественным движением, преследующим социальные, экономические, культурные, просветительские и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.
Объединение образовано в целях консолидации усилий общественных и религиозных организаций, политиков, ученых и деятелей культуры, представителей деловых кругов, совместно с органами государственной власти, механизмов, позволяющих создавать благоприятные условия для развития молодежной политики культуры и образования.

Во время съезда будут проведены встречи делегатов за пятью круглыми столами, экскурсии в Краеведческий музей,  Мариинскую гимназию, кадетский корпус, школу N 71, одно из лучших ПТУ России - ПТУ N20, Красноярский государственный педагогический университет. Параллельно в рамках съезда будут проходить заседание Сибирского Отделения Российской Академии Образования, IV Всероссийская научно-практическая конференция "Образование и социализация личности в современном обществе".

В работе съезда примут участие Л.В. Драчевский - полномочный представитель президента РФ в СФО,  первый заместитель министра образования РФ В.А.Болотов, сопредседатель МОД "СНС", академик РАН А.П.Деревянко, руководитель Краевого отделени Собора профессор, ректор КГПУ Н.И.Дроздов, Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний.

Прошедшие съезды:

"О межэтническом взаимодействии и межконфессиональном согласии в Сибири" (10-11 июня 2002 года, г. Омск);

"О здоровье сибиряков: физические, нравственные, социальные аспекты"
  (6-7 февраля 2003 года, г. Новосибирск);

"Алкоголизм, наркомания, безнадзорность и беспризорность как негативные проявления, требующие принятия эффективных мер со стороны общества и государства" (2-4 октября 2003 года, г. Чита).

17.02.04

Резолюции I-III съездов размещены по адресам:

http://www.sibfo.ru/projects/sns.phtml?action=art&nart=1067

http://www.sibfo.ru/projects/sns.phtml?action=art&nart=418

http://www.sibfo.ru/projects/sns.phtml?action=art&nart=417

 


2. Пресс-релиз по итогам IV съезда МОД «СНС»

18-20 февраля 2004 года в г. Красноярске состоялся IV Съезд Межрегионального общественного движения "Сибирский Народный Собор". Главная тема Съезда - "Молодежная политика и образование в Сибирском Федеральном Округе". В работе съезда приняли участие 224 делегата из 16 субъектов РФ, входящих в СФО. На пленарном заседании 19 февраля приняли участие более 320 делегатов и гостей съезда.

К участниками съезда обратились с приветственным словом: Драчевский Леонид Вадимович, Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, огласивший приветствие к делегатам и гостям съезда Патриарха Московского и Всея Руси Алексия, губернатор Красноярского края Хлопонин Александр Геннадьевич и Председатель Законодательного Собрания Красноярского края Усс Александр Викторович.

С докладами на пленарном заседании выступили:

"Цели и задачи образования в новых условиях" - первый заместитель министра образования Российской Федерации Виктор Александрович Болотов

"Образование в Сибири: реальные достижения и проблемы" - ректор Красноярского государственного педагогического университета Николай Иванович Дроздов

"Нравственное воспитание молодежи" - архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний

"Современная философия образования: переход от знаний к деятельности" - ректор Томского Государственного университета Георгий Владимирович Майер

"Подготовка национальных кадров в современных условиях" - Председатель Правительства Республики Тыва Шериг-оол Дизижикович Ооржак

"Образование - стержень государственной молодежной политики" - первый  заместитель председателя комитета образования администрации Алтайского края Валерий Викторович Улезько

"Молодежная политика и образование глазами молодых" - вице-президент межрегионального общественного фонда "Сибирский центр поддержки общественных инициатив", член Консультативного Совета по молодежной политике при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Игорь Иванович Барадачев

19 февраля 2004 г. состоялись заседания следующих круглых столов съезда:

Круглый стол N1 "Основные цели и задачи образования в Сибирском федеральном округе (Какое образование необходимо Сибири?)"

Руководители: Москвич Юрий Николаевич, директор Центра стратегического прогнозирования и программ развития университета КГПУ, профессор, Бойко Евгений Александрович, ректор Сибирской академии государственной службы при Президенте РФ
Общее число участников круглого стола: 49, из них выступили 20


Круглый стол N2 "Образование и условия успешной карьеры молодых в Сибири (Как создать необходимый рынок труда для молодых в Сибири?)"

Руководитель: Хомушку Ольга Матпаевна - заместитель Министра кадровой политики, науки и учебных заведений Правительства Республики Тыва, кандидат исторических наук
Куратор: Княгинин Владимир Николаевич - кандидат юридических наук, руководитель лаборатории политико-правовых исследований Центра стратегических разработок Красноярского края
Общее число участников: 42

Круглый стол N3 "Нравственное образование и воспитание как ресурсы развития гражданского общества (Увеличение социального капитала как фактор экономического развития)"

Руководитель: Пшеничникова Раиса Ивановна - ректор Восточно-Сибирской Академии культуры и искусства
Куратор: Менщиков Алексей Анатольевич - кандидат исторических наук, депутат Красноярского городского совета
Общее число участников: 40

Круглый стол N4 "Образование и межнациональное общение (Готова ли Сибирь использовать позитивные традиции межнационального общения для развития экономики, общества, образования? Участие в Болонском процессе)"

Руководитель круглого стола: Кузьмин Валентин Анатольевич - ректор Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, доктор философских наук, профессор
Куратор: Кудашов Вячеслав Иванович - доктор философских наук, профессор Сибирский юридический институт МВД России, председатель Красноярского отделения Российского философского общества, член Президиума Российского философского общества
Общее число участников: 65

Круглый стол N5 "Молодежь и социум (Приоритетные социальные проблемы молодежи и возможные механизмы их разрешения)"

Руководитель круглого стола: Абаскалова Надежда Павловна - доктор педагогических наук, профессор Новосибирского государственного педагогического университета
Куратор: Бобров Леонид Александрович - председатель молодежного Парламента Красноярского края, член постоянной комиссии молодежной Палаты при Государственной Думе РФ

Общее число участников: более 120


Дополнительно к запланированным 5 круглым столам в Культурно-Историческом Музейном комплексе г. Красноярска в соответствии с пожеланиями участников и гостей съезда прошли 6-ой и 7-ой круглые столы.

Круглый стол N6 "Здоровое питание - формирование здоровья молодежи"

Руководители: Прахин Ефим Исаакович - руководитель Института питания КрасГМА, профессор Щедрина Анна Григорьевна - руководитель региональной Новосибирской организации МОД СНС

Общее число участников: 32, из них выступили 22

В рамках круглого стола состоялась выставка "Специальные продукты питания и биологически активные добавки в процессе оздоровления населения"

Круглый стол N7, в котором приняли участие работники, ведающие вопросами молодежной политики в органах государственной власти.

Руководители: Макиев Отар Багратович, председатель комитета по делам молодежи Новосибирской области, Чайка Алексей Викторович, председатель Комитета по молодежной политике Администрации Красноярского края.

Общее число участников: 26

 

20 февраля 2004 г. участники и гости съезда совершили экскурсии по учебным заведениям г. Красноярска. Первый заместитель Министра образования РФ В.А.Болотов посетил Красноярский государственный педагогический универтитет, провел встречу с участниками съезда, преподавателячми и студентами КГПУ, ответил на многочисленные вопросы.

Встреча проходила в режиме Интернет-конференции с Интернет-центрами Красноярского государственного университета и факультета математики КГПУ. Участники Интернет-конференции могли наблюдать находом дискуссии в главной аудитории КГПУ и напрямую задавать вопросы В.А.Болотову.

На заключительном заседании съезда был обсуждена и принята резолюция съезда, участниками круглых столов и делегатами съезда в нее были внесены многочисленные поправки и дополнения.

21.02.04


3. Информационное письмо Председателя исполкома МОД «СНС»

 

02.03.2004 г.

Руководителям  региональных отделений
Межрегионального общественного движения
"Сибирский Народный Собор"

Уважаемые коллеги!

Исполнительный комитет Межрегионального Общественного Движения "Сибирский Народный Собор" направляет Вам резолюцию IV съезда, доработанную с учетом предложений высказанных участниками съезда в ходе работы круглых столов, а также перечень отдельных предложений, не вошедших в резолюцию.
Также информируем Вас о том, что решения съезда направлены в профильные комитеты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации и Министерство образования Российской Федерации.

С уважением,
Председатель исполкома МОД СНС,
директор Института клинической и
экспериментальной лимфологии СО РАМН,
академик РАМН                                                                         Ю.И. Бородин


4. Целевая установка Правительства для образования

 

совершить переход на международные стандарты профессионального образования и инноваций, ориентированных на потребности малого и среднего бизнеса

повышение качества и доступность социальных услуг (прежде всего, образования и здравоохранения)

передача определенных функций правительства саморегулируемым организациям, институтам гражданского общества

выявлять и реализовывать отечественные конкурентные преимущества

увеличить спрос на инновации

создание национальной инновационной системы, развитие рынка объектов интеллектуальной собственности

 

 

Источник: http://www.regions.ru. Михаил Фрадков: Перед Правительством России стоят пять важнейших задач.


 



[1] Поиск. Образование, 02.02.2004, http://www.poisk.ru

 

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта