SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел

Владимир Буев, Президент группы компаний «Тезаурус», член Центрального Совета партии СЛОН

Бизнес без фонда

Согласно принятому недавно закону с 1 января 2005 года закончит свое существование Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Член Политсовета СЛОНА Владимир Буев уже достаточно давно предлагал это сделать.

- Владимир Викторович, Вы, как говорят  принципиальным противником этого учреждения.

- Это правда. В свое время я был заместителем руководителя экспертной группы, обеспечивавшей деятельность одной из рабочих групп в рамках комиссии по подготовке административной реформы. Группа, экспертное сопровождение которой обеспечивали мы, занималась государственным регулированием в сфере промышленности и научно технической деятельности. Возглавлял ее начальник тогдашнего экономического управления администрации президента (сейчас этого управления нет) Антон Викторович Данилов-Данильян.

Рассмотривали мы в частности административные функции, осуществляемые антимонопольным ведомством (тогда это было министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства). Тут-то мы  и столкнулись с проблемами, связанными с государственной поддержкой малого бизнеса.

Основные функции финансово-кредитного обеспечения этой деятельности должен был на федеральном уровне осуществлять Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Десятилетняя история этого фонда показала: сколько бы средств, бюджетных или привлеченных западных, туда ни приходило, никакого реального влияние на государственную поддержку малого бизнеса фонд не оказывал.

- Почему?

- Тут можно долго разбираться. В 90-х годах начала формироваться наша новая государственная система, и многие вещи были просто скопированы на Западе. Но  наше государство не имело таких ресурсов, как страны Европы или США.

Чтобы малый бизнес развился, нужно закачать в него очень много денег: только тогда хоть что-то дойдет до предприятий и позволит им, и начинающим, и развивающимся, получить необходимые ресурсы, которые потом дадут эффект. Но государство у нас бедное, средств на федеральном уровне выделялось в год от 50 до 100 миллионов рублей. Что можно для России сделать на такие деньги?

- На них можно содержать  Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.

- Совершенно верно. Это зачастую и происходило. Реальная же эффективность деятельности фонда была равна нулю, а само существование фонда дискредитировало идею государственной поддержки предпринимательства. Вроде бы государство заботится о малом бизнесе, вроде бы какие-то деньги туда направляются, а ситуация в нем не меняется. Много лет у нас число малых предприятий примерно одно и то же, занятость – примерно одна и та же.  И некоторые положительные изменения в динамике развития малого предпринимательства,  по числу предприятий,  по занятости, по объему налоговых платежей, которые стали поступать по упрощенной системе, проявились только в последнее время. В то время, когда государство не выделяло фонду ни копейки: с 2001 года не принимались федеральные программы поддержки малого бизнеса.

Но эта ситуация напрямую связана с общей экономической конъюнктурой: общий рост экономики, который начался, отразился и на малом предпринимательстве.

Предложение о ликвидации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства было выдвинуто экспертной группой, подписано мной, и после этого начался шквал критики.

Чем это было инициировано, понятно. Какие силы задействовал фонд – тоже понятно. Министр Южанов написал специальное письмо Данилову-Динильяну. Но так или иначе, наша идея засела в головах. Она не раз публично оглашалась, и в мае правительство внесло в Государственную Думу пакет документов, где предлагалось изменить действующее законодательство в соответствии с принятыми ранее законами о местном самоуправлении и организации органов исполнительной власти субъектов Федерации. В этом пакете было и предложение об отмене закона о господдержке малого бизнеса.

Тогда же мы выступили по поводу того, что сам закон отменять нельзя: нужно исключить несколько наиболее одиозных статей. И во втором чтении это прошло: закон остался, но была, например, исключена статья, касающаяся    Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Раз эта статья законодательно отменяется, то с 1 января 2005 года остаются только технические вопросы: создается ликвидационная комиссия, а средства, которыми оперировал фонд, могут быть переданы в банки. Банковский сектор вполне может нормально кредитовать малый бизнес, тем более, что банковские программы такого кредитования сейчас активно развиваются. По результатам наших опросов видно, что многие предприятия стали пользоваться банковскими кредитами.

Так что ликвидация фонда не разрушает систему господдержки бизнеса в стране. Регионы, которые что-то делали в этой области, все равно будут продолжать это делать. Для них нет запрета на региональные фонды. Там, где это было эффективно, пожалуйста, развивайте свои фонды. Если это неэффективно, можете тоже их ликвидировать.

Малый бизнес – это феномен локальных рынков. Когда фонды создавали только потому, что есть федеральный, это тоже была профанация. А там, где они работали: в Екатеринбурге, Воронеже, в Хакасии, в какой-то мере в Москве –  они могут продолжать работать.  

 

Беседовал Владимир Володин

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта