16 ноября 2002 г.
Выступление В.В.Лапаевой* на учредительном съезде политической партии «Союз людей за образование науку»
Принимая программу новой партии, мы должны прежде всего четко уяснить для себя два момента: что нового может сказать наша партия обществу и к какой конкретно части общества она обращается. Причем, то, что мы хотим сказать, должно быть значимо для всего общества и жизненно важно для той его части, которая составит ядро социальной базы нашей партии. При этом следует иметь в виду, что обращение к проблемам образования и науки сейчас используют в своих интересах многие партии - от КПРФ до Российской объединенной промышленной партии. Причем, они не только говорят о значении науки и образования для технологического прорыва к современной экономике, основанной на знаниях, но и предлагают продуманные экономические механизмы перелива капитала из экспортно-сырьевых отраслей в высокотехнологические сферы производства. Что нового можем добавить к этому мы с вами, в чем состоит наше политическое «ноу-хау»?
На мой взгляд, это «новое» заключается прежде всего в следующем: мы не просто выступает в поддержку развития науки и образования, а выражаем политическую волю особого социального класса - интеллектуального класса России. К этому классу относится в первую очередь образованная часть народа - представители науки и образования, работники умственного труда всех сфер общественной и государственной жизни, учащаяся молодежь, наукоемкий бизнес. Эта огромная социальная база может стать нашей опорой, если мы своими словами и делами сумеем показать, что защищаем интересы этих людей и добиваемся их выражения в законодательстве и государственной политике. Кроме того, мы обращается также и ко всему обществу - ко всем, кто понимает, что в данных исторических условиях интересы интеллектуального класса совпадают с объективными потребностями технологического и социогуманитарного прогресса, а значит - с интересами всего общества.
В современном мире интеллектуальный класс - самый производительный и самый эксплуатируемый класс общества. В России же эксплуатация интеллектуального класса приобрела невиданные размеры. Люди, высококвалифицированный труд которых создает основные материальные и духовные богатства страны, оказались в унизительном положении социальных иждивенцев, вынужденных выпрашивать у государства средства для существования. Между тем в настоящее время вложения в науку и в образование - это самые прибыльные инвестиции в экономику. Поэтому в условиях рынка результаты интеллектуального труда должны рассматриваться государством как самый дорогой товар, за который надо платить по рыночным ценам. Деньги для этого в стране есть - нужны лишь механизмы их перераспределения и соответствующая политическая воля.
Другой момент, выражающий специфику нашего подхода, связан с тем, что мы рассматриваем науку и образование не просто как средство решения экономических и других проблем государства, а как самостоятельную ценность. Мы утверждаем, что инвестиции в науку и образование нужны не только потому, что это экономически выгодно, но и потому, что это способствует духовному совершенствованию общества и каждого отдельного человека. Тем более, что без такого совершенствования общественное развитие в русле доминирующей сейчас во всем мире идеологии техноцентризма чревато социальными, техногенными и экологическими катастрофами. Поэтому мы считаем, что сфера науки и образования должна иметь определенную меру свободы от диктата рынка, который, как выяснилось, не намного лучше диктата тоталитарного государства. Думаю, что закладывая такую идеологию в программу нашей партии, мы найдем поддержку не только внутри широких слоев российского общества, но и у западных интеллектуалов, хорошо понимающих несовершенство мира, которым правят деньги, и то огромное значение, которое имеет наука, научные основы развития общества для выживания всего человечества.
В последние годы, перед нашей страной со всей остротой встал выбор - или суметь вскочить в последний вагон локомотива цивилизации, или надолго, а может быть навсегда, остаться на обочине истории. В этих условиях власть демонстрирует известную озабоченность проблемами науки и образования. Так, в марте 2002 г. Президентом РФ были утверждены Основы политики развития науки и технологий до 2010 г. В этом документе наука отнесена к числу высших приоритетов государства и перед ней поставлена задача осуществить прорыв к высокотехнологичной инновационной экономике. Однако заявленная с большим размахом стратегия технологического рывка не имеет надлежащего финансового подкрепления. Те 4% от расходной части бюджета, которые были записаны в законе о науке еще в 1996 г. и которые ни разу так и не были выделены[1], предполагается, согласно приложению к Основам, дать лишь к 2010 г. Это значит, что наука должна предпринять ожидаемые от нее экстраординарные усилия по научному обеспечению технологического прорыва за счет мобилизации своих внутренних резервов. По существу речь идет о сокращении науки, концентрации имеющихся сейчас скудных ресурсов на некоторых так называемых приоритетных направлениях (весьма субъективно отобранных, поскольку методология такого отбора не отработана) и выталкивании оставшейся части науки в лабиринты нынешнего дикого рынка.
Чтобы изменить эту ситуацию, научное сообщество и преподавательский корпус в своих трудных переговорах с властью должны продемонстрировать себя как социально-политическую силу, осознающую свои интересы и умеющую их отстаивать. Для этого и нужна партия, способная говорить с властью и обществом от имени интеллектуального класса. Наша ближайшая цель - формирование и выражение политической воли этого класса, интересы которого на данном этапе развития страны совпадают с интересами всего общества. В перспективе же партия будет стремиться к тому, чтобы привести во власть людей, которые смогут компетентно и честно решать стоящие перед страной большие задачи с позиций современного знания.
В.В.Лапаева - доктор юридических наук, член Центрального Совета политической партии «Союз людей за образование науку»