SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел

Кто станет новым ЮКОСом? Или залоговые аукционы нашего времени.

 

М.Стародубцев, руководитель УрО ИГПИ, Председатель Свердловского отделения партии СЛОН

 

«Симметричный» ответ тремя разбитыми «дипломатическими лицами» поляков за пострадавших наших добавил еще один штрих в мучительный поиск Российской национальной идентичности. Однако, при всей его «прецедентности», это не более чем креативная находка по формированию «внешнего имиджа». С внутренним поиском все сложнее. В нем банальным мордобоем не обойдешься. Т.к. речь идет о более насущном, о выборе пути экономического развития. Хотя, думаю, мы и здесь предпочтем «выбираться своей колеёй», настолько оригинально смешивая либеральную и патерналистскую идею, что какое-нибудь замшелое швейцарское правосудие впадает в глубокий ступор, анализируя действия «видных российских хозяйственников», будь то «атомный» министр или «авторитетный предприниматель». Да собственно и всем нам, при очевидном любопытстве к зарубежному опыту, на чужие (как и на собственные) законы, в сущности, плевать. Для нас  творческое определение «особый путь национального развития» будет более верно обозначать словом «авось». И потому оценивать правильность «подъема» отечественной промышленности через приватизацию на государственные же деньги,  да еще вспоминая нюансы различий частно-предпринимательской инициативы с государственной инвестиционной активностью (в теории весьма различных процессов) – дело  неблагодарное.

Поговорим о другом. О кастинге на роль «героев капиталистического соревнования». Процесс этот не был безупречным ни во времена «залоговых аукционов», ни сейчас, хотя государство кредитов под залог своего имущества уже не берет. Люди не те, налицо прогресс административных отношений. А главное - все сверхпривлекательные (т.е. сырьевые) активы разобраны. В соответствии с  временем меняется и способ приватизации. При постоянстве наиболее лакомого объекта - бюджета. Ставшего только привлекательнее (один стабфонд, резервы ЦБ чего стоят!).

Кстати - если через призму использования его, бюджета, толковать причины реформы госуправления, отношений «регионы-центр», то они могут выглядеть иными, нежели лозунговая необходимость «собирания земли русской».

Причина в следующем. «Реформа межбюджетных отношений» совпала не столько с «Бесланом», обострением борьбы с терроризмом, сколько с таким ростом государственных финансов, что  дальнейшее обеспечение социальных нужд на прежнем уровне стало бы кощунством. Но до сих пор направления финансирования «социалки» определялись на местах вполне самостоятельными «олигархами-на-бюджете» - губернаторами. Т.е., при сохранении  прежней системы распределения, Кремлю пришлось бы думать о необходимости «дармовой» раздачи трансфертов регионам. Надо сказать, это противоречит «российским понятиям». Ибо доходы от нефти (как, в свое время,  от монополии на спирт) всегда были «царской» вотчиной. Делиться же ими «за просто так», пусть даже на поддержание здравоохранения, коммуналки, образования с какими-то Пензенскими или уральскими боярами – «да никогда». Тем более, если отечественная государственная психология, даже при всех изменениях формальных «-измов», так и застряла на борьбе с комплексом «феодальной раздробленности». Так что решение «ущучить» удельных (а то и национальных) князей» - обычное дело. Как и его обоснование: - «да они же все разворуют». «Уж лучше мы». Ну а «мы» это кто? Нарицательные «Бивис и Батхед» - «Греф» и «Кудрин», что ли? Нет. «Мы» - это, в данном случае совокупная столичная бюрократическая машина. Лично бизнесом заниматься не желающая, но имеющая право решать, кому что отдать. Раньше – земли, потом - нефтяные компании. «Детали» не важны, главное, что все это чрезвычайно удобно делить именно в пределах «Садового кольца», с одними и те же ми лицами, включая главных «контролеров» из исполнительной и законодательной власти. Где всякие казначейства и Счетные платы – не более чем ритуальное пугало для непосвященных. Да и с механизмом конечной «персонализации» гос.бюджета все осталось неизменным со времен конквистадоров иного времени – Строгановых, Потемкиных или Демидовых, так же, по «государевой надобности», на государевых «инвест-ресурсах» (тогда солдатах), сделавших свои имперские состояния. Из «рядовых» чиновников лишь город Лесной, благодаря векселям того же ЮКОСа, да обвиненный в финансовых связях с Юлей Тимошенко генерал Олейник вздрогнули от обвинений в коррупции. Что означает одно. «откаты» никто не отменял. Как и условие их безнаказанности, – разборчивость в связях. Лучшие из которых – семейные, или по близкому, проверенному знакомству.

А иначе с чего бы, например, 1,7 млрд долларов, выделенных на т.н. «льготное лекарственное обеспечение» в 89 регионах РФ в счастливо созданной спешке поделили всего шесть «федеральных фармацевтических дистрибьютеров? Неужели за счет обещаний экономии на снижении цен аж на 30%? Случилось такое? Нет. Хотя ряд экспертов указывают на возможную рентабельность проекта в 30, а то и все (правда «на круг») 50 %. К тому же подозрительно синхронно «счастливчики» начали скупать фармацевтические заводы. СИА-Интернешнл – Курганский «Синтез», «Протек» - «Марбиофарм». Так что, думается, число сделок по превращению гос.заботы об инвалидах в имущество новых хозяев ограничивается лишь количеством еще живущих фирм бывшего «Медбиопрома». С другой стороны, что ужасного, если на, в сущности, убогие и глубоко отставшие от мирового уровня предприятия приходят собственники с деньгами? Ничего плохого в этом, конечно, нет. Равно как и в появлении десять лет назад менеджеров новой, «эффективной» формации (Ходорковского, Алекперова, Потанина, Абрамовича и пр. – т.е. «Forbes Russia -100») на нефтяных скважинах Сибири. Тогда «героями» были владельцы банков, «случайно» хранивших средства государственного бюджета (или приравненные к ним). В итоге и стало нашим очередным «ноу-хау» «разгосударствление» за счет государства. Но, так как необходимость в публичной отчетности явилась прискорбным следствием послереволюционной вольницы, гордо названной отечественным «парламентаризмом», то «феномену» потребовалось объяснение. Его услужливо нашла сама «демократическая общественность», почему-то решившая что она и поддерживаемая ею Власть - одно лицо. А что еще поразительнее, так это то, что оправдываться за субъективность отбора, частью которого становился и прямой криминал, пришлось «сталинской» цитатой  – «ну нет у нас для Вас других «монголов». Ведь действительно, не было (у людей «более приличных», той же Семьи) других денег. И вообще «раз – не …..». Только продолжение данной  практики по прошествии «15 лет капитализма в России», слов о «диктатуре закона» – наводит на мысль о, все таки, системной извращенности отечественного гос.управления.

Но насколько конкурентоспособен в современном мире организм с родовым, генетическим хребтом жесткой централизации? Возможна ли его эволюция, для которой необходим свободный отбор и закрепление наиболее благоприятных признаков успешной адаптации к меняющейся среде?

В экономике и политике мы выбираем иной путь, в биологии ведущий к вырождению - кровнородственные связи. Т.е. инцест. Сокращающий круг кандидатов на дальнейший рост до столичной элиты. Взгляните, например, на Совет Федерации – где людей из регионов, пожалуй, меньше половины. Ведь никак не пензенец представитель этой губернии в СовФеде, свежеиспеченный владелец упомянутого «Марбиофарма», Борис Шпигель. Кстати, что естественно для России и неприемлемо на Западе, – он влиятельнейший теоретик и законодатель реформы здравоохранения. И, так как сложившейся кастовой системе демократия противопоказана, она системно изничтожается. Как отменой  выборов губернаторов и «одномандатников» и формированием непроходных барьеров для «малых» партий – так и «сущими мелочами» в «быту». Сейчас для  роли «всепростительного» стихийного бедствия демонизируется «клика питерских чекистов». Хотя - дело не в персоналиях. Президента или конкретных лиц из его окружения. Ограничение политических свобод, препятствия для развития малого и среднего бизнеса (в т.ч. через налоговый пресс), - при всей их заведомой экономической порочности - оправдано с «традиционной точки зрения». Всего-навсего придающей более мягкую, современную форму, как всегда развращающей опричнине. Сейчас необходимой как для гнобления любого самостоятельного (и неконтролируемого!) роста, так и для сохранения условий обогащения Московской тусовки.

 

«Рядовые» следствия административной коммерциализации гражданских прав совсем забавны.

Вот, действительно, много говорится о реформе здравоохранения, страховой медицине. Что, однако, для «простого человека» выливается в банальное – сколько и кому придется платить. Настроение бытовой безысходности власть, устами главы региональной Тюмени Владимира Якушева рационализировала «честным» предложением: «население должно участвовать в оплате услуг, оказанных лечебным учреждением, т.е. оплачивать от 5% до 8% от стоимости каждой услуги…». Т.к. «…врач в целях получения большего счета, отправляет больного проходить те услуги и сдавать те анализы, которые отношения непосредственно к его болезни не имеют». Смех сквозь слезы вызывает определение квалификации этого «изобретения» – идиотизм либо некомпетентность? Если при платной медицине, когда здоровье становится предметом купли-продажи, завышение стоимости и объема предложения – дело естественное. Медик ВСЕГДА, тем более в состоянии бытовой зависимости обратившегося за помощью, сможет навязать пациенту стоимость и количество услуг. Именно поэтому контролировать их качество и необходимость должен другой, независимый профессионал. Данный механизм защиты прав гражданина давно законодательно реализован через страховые компании, о социальной роли которых государство вероятно, просто забыло. Что не удивительно. Т.к. чиновник не видит их самостоятельной деятельности на ниве «экономии средств здравоохранения». Например, пара страховых медицинских организаций только что была включена в систему финансирования здравоохранения Тюменского региона. Однако («дьявол, как обычно, - в деталях») воля населения на личный выбор медицинского страховщика  (кстати, так же определенная законом,) в этом выборе не участвовала. Зато случайной принадлежность компаний - Газпрому и властям Югории - назвать нельзя. Значит и благодарность «победителей» за право получения бюджетных денег будет обращена никак не на граждан, которым, теперь в самом прямом смысле, придется расплачиваться за решения чиновников.

А если, как например в соседней Челябинской области, «простой человек» вдруг захочет реализовать свое право на выбор – ему и в суде скажут, что, не смотря на то, «что согласно ст.2 Конституции РФ «право человека и гражданина является высшей ценностью, признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», ..», «Конкурсная комиссия» по отбору страховых компаний для страхования неработающего населения Челябинской области» может игнорировать права граждан «на выбор страховой медицинской организации». Впрочем – для «обычных» граждан и в столице ситуация не лучше.

Т.е. на практике механизм «бытовой демократии», вплоть до прямого найма гражданином субъекта его социальной защиты, исключается. Это, в конечном итоге, ведет к максимальной концентрации решений в Административном Центре, который стремится подмять под себя даже, убогое, по статусу некоммерческое, обязательное медицинское страхование. Естественно, происходит это не путем открытой конкуренции, а посредством отсечения тех, кто не попадает под заранее подготовленные условия отбора. «Залогово-аукционно».

Вот и думаешь – досидит ли до конца своего срока первый герой административного распила народного хозяйства, а теперь видный теоретик социальной справедливости Ходорковский – или его нары понадобятся раньше? Для размещения героев дня сегодняшнего, пока что действующих в рамках закона. Но ведь и Михаил Борисович считал так же… Собственно не жалко министров-владельцев крупнейших компаний, уполномоченных на освоение денег контролируемого им же ведомства. Беда в ужасном для ряда взрослых людей «де жа вю» страны, которая слишком поздно и, по революционному примитивно, спохватилась по поводу захвата власти «третьим классом» - чиновниками, бюрократически-административным аппаратом. Так может, имеет смысл в экономике все-таки перейти на более новые, нежели феодальные, принципы. А там, глядишь, и политическая ротация лидеров станет более гуманной и всей стране не грозит судьба динозавров в естественном, т.е. конкурентном отборе.

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта