SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел

Предвыборная платформа партии

И.Бойко

К предвыборной программе партии СЛОН

Необходимы глубокие преобразования в экономике страны. Становится очевидным, что развитие в рамках прежней, либерально-монетаристской, модели приводит к глубокому разъединению и атомизации общества, не позволяет консолидировать усилия государства, бизнеса и населения на достижение общенациональных стратегических целей. Более того, необходимо констатировать усиление противоречий, которое может иметь самые негативные последствия для сохранения единого экономического пространства, создания конкурентоспособной и устойчивой в глобализирующемся мире национальной экономики. Во многом усиление данных противоречий связано с «олигархизацией» сырьевых секторов экономики, что вызывает усиление конфликтности в российском обществе. В основе этой конфликтности – объективное несоответствие российских бизнес-тенденций общемировым, при которых лидирующую роль в национальном развитии всё более начинает играть новый, инновационно-ориентированный, бизнес.

Необходим иной, деидеологизированный подход к формированию национальной экономической стратегии. Удвоение валового внутреннего продукта к 2010 году является масштабной, но вполне достижимой стратегической целью. Однако единственно возможным направлением решения данной задачи является формирование инновационной экономики, развитие качественно нового, инновационно-ориентированного бизнеса, подготовка новой управленческой элиты как на федеральном, так и на региональном уровнях, создание национальных альянсов между бизнесом, населением и органами власти, усиление роли информационных ресурсов в принятии управленческих решений и т.д.

Из современного мирового опыта известно, что основной, несущей, конструкцией новой экономики является частный национальный бизнес, который способен не только определить спектр привлекательных технологий, довести их разработку до конкретного практического применения, но и грамотно осуществить коммерциализацию результатов на внутреннем и внешнем рынках. Прежде всего, это очень подвижный, динамичный, гибкий в условиях изменчивой конъюнктуры малый и средний бизнес, который способен реализовать налоговые и иные стимулы в высокое качество коммерческого дохода не только на внутринациональном, но и на мировом рынках. Поэтому поддержка, развитие и стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса является приоритетной задачей формирования инновационной экономики.

Одной из важнейших мер такой поддержки является создание «стратегического запаса знаний и технологий», которые могут быть востребованы частными национальными компаниями для решения новых задач, завоевания новых рынков или преодоления глубоких рыночных ограничений, возникающих в процессе предпринимательской деятельности. Создание такого запаса позволит сформировать условия для стабильного развития бизнеса в России и поддержать процессы его адаптации к негативным изменениям конъюнктуры на мировом рынке. Следует также иметь в виду последние тенденции в развитии современной мировой экономики. Если ранее возможности развития национального бизнеса зависели от привлечения значительных инвестиционных ресурсов и крупномасштабного сбыта готовых товаров, то в настоящее время все более важную роль в осуществлении успешной предпринимательской деятельности играют интеллектуальные ресурсы. Использование интеллекта не только формирует иное, более высокое, качество экономического роста, но и позволяет преодолеть финансовые и иные ограничения на пути его достижения. Именно поэтому подготовка кадров высшей квалификации становится условием не только коммерческого успеха национальных компаний, но и условием устойчивости национальной экономики в целом.

Важная роль в создании новой экономики принадлежит государству, которое прежде всего должно сформировать среду, благоприятную для инновационной деятельности частными национальными компаниями. И здесь предстоит решить ряд важных задач.

Во-первых, необходимо преодолеть неизбежное сопротивление «старых чемпионов», действующих субъектов прежней системы, которые будут стремиться к сдерживанию или даже саботажу новых, прогрессивных, тенденций в экономике. Из мировой практики известно, что такое сопротивление возможно со стороны крупных компаний, сформировавшихся в прежней системе и лоббирующих свои интересы в политических и административных структурах, со стороны отдельных политиков и политических партий, представителей как федеральной, так и региональной власти. Преодоление такого сопротивления является важным условием формирования «новой точки старта» для населения, предпринимателей и государственных служащих.

Во-вторых, задачей государства является подготовка новой прогрессивной элиты, которая способна принимать долговременные стратегические решения и грамотно осуществлять их реализацию как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В-третьих, задачей государства является формирование бизнес-среды, стимулирующей инвестирование средств частных компаний в инновационную деятельность, поддержание динамично развивающегося, конкурентоспособного национального бизнеса. Невозможно «заставить» или «упросить» частные компании осуществлять инновационную деятельность. Необходимо понимать, что деятельность бизнеса мотивирована условиями рынка, поэтому создание таких побуждений к инновационной деятельности со стороны государства (на федеральном и региональном уровнях) является его важнейшей задачей.

В-четвертых, необходимо разделить понятия «государственная технологическая политика» и «национальная инновационная политика», что позволит во многом преодолеть современные трудности формирования концептуальных основ национальной инновационной политики. Важнейшей задачей государства является формирование государственной технологической политики, которая должна быть направлена не на достижение частных коммерческих результатов, а на наиболее эффективное достижение общенациональных целей, связанных, прежде всего, с обеспечением национальной экономической безопасности. Проведение такой политики косвенно создаст благоприятные условия для развития частного бизнеса, использующего инновационные технологии. Одновременно необходимо формирование концепции национальной инновационной политики. Ее стержнем должен стать альянс между бизнесом, государством и населением ради создания такой экономической среды, которая бы побуждала все национальные хозяйствующие субъекты к инновационной деятельности.

В-пятых, условием формирования национальной инновационной экономики является разделение полномочий между федеральным центром и регионами. Это отвечает общемировым тенденциям усиления локальности инновационных процессов в рамках задач национального экономического усиления. С другой стороны, формирование национальной инновационной политики на двух уровнях, региональном и федеральном, позволит преодолеть те противоречия между двумя ветвями власти, которые сформировались в рамках функционирования прежней экономической системы.

И наконец, государство должно проводить активную и эффективную политику по накоплению интеллектуального потенциала нации, поддержке перспективных исследований на самом высоком мировом уровне, создать систему подготовки и переподготовки кадров для новой экономики, сформировать сеть взаимодействия и обмена информацией между учеными из различных регионов России.

Необходимо создание новой, инновационной, России. И это единственно возможный путь укрепления российской государственности, усиления конкурентных позиций национального бизнеса, привлечения огромного и до сих пор невостребованного интеллектуального капитала к решению стратегических общенациональных задач, преодоления внутренней конфликтности и повышения устойчивости страны в условиях глобализирующейся экономики.

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта