SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел :: Текущий раздел

Православие и дети

Фото с сайта www.pravoslavie.ruТрадиционные Рождественские чтения, состоявшиеся в этом году, вызвали бурную реакцию многих отечественных СМИ. Основным вопросом, оказавшимся в центре их внимания, стал вопрос о том, какую роль будет играть церковь в отечественном образовании. При этом отношение прессы к постановке на чтениях этого вопроса было вполне определенным:

«…Тут святейший сурово посмотрел на господина Филиппова и предложил "включить жития святых в содержание учебных предметов гуманитарного цикла". "Это будет реальным примером нравственного совершенства, достигнутого в борьбе с грехом, с тяжкими обстоятельствами жизни",– пояснил патриарх» («Коммерсантъ»).
«…С архиепископом полностью согласился заместитель министра образования Леонид Гребнев. Раскритиковав духовную нищету западной культуры, чиновник обратился к российским социал-демократам девятнадцатого века: «Существуют два вопроса: «кто виноват?» и «что делать?». Оба очень вредны. Вопрос «кто виноват» чужд православному. Последний обязан нести ответственность за первородный грех; постановкой подобного вопроса христианин снимает с себя всю вину. «Что делать?» — еще один вопрос, которого всякий православный должен чураться. Ибо очевидно: тот, кто прочитал Новый Завет, подобный вопрос не задаст себе никогда…».
На минуту показалось, что именно в этом и состоит цель министерских инициатив: не воспитание духовности в будущих поколениях, а взращивание послушного электората, который наконец не будет задавать проклятых вопросов «Что делать?» и «Кто виноват?» («Новая Газета»).

«…Уже завершая выступление, Владимир Филиппов наконец обратился к главной теме рождественских чтений. "Несмотря на преграды чиновников, в школах будет изучение основ православной культуры",– пообещал министр» («Коммерсантъ»).

«…Как рассказали корреспонденту «Газеты.Ru» в Минобразования, все собравшиеся сошлись на мысли, что основы православия в школах необходимы. Особых возражений против этого, по словам организаторов мероприятия, не было ни у кого» (Газета.Ру»).

Поскольку мы считаем вопрос о взаимоотношении школы и церкви достаточно важным, то предлагаем нашим читателям ознакомиться с полным текстом ряда газетных материалов по этому вопросу.


 

ВОПРОС «КТО ВИНОВАТ?» ЧУЖД ПРАВОСЛАВНОМУ

Проясняется цель церковно-министерских инициатив

«Воцерковление» дотоле светской системы отечественного образования можно считать почти состоявшимся фактом. Выступая на традиционных Рождественских чтениях, устраиваемых Московской патриархией, российский министр образования заявил о необходимости изгнания из школьных учебников вредного «псевдолиберализма». Сегодня всерьез обсуждается возможность включения предмета «Основы православной культуры» в государственный стандарт образования.
Как именно и зачем будет преподаваться этот предмет в нашей многоконфессиональной стране, общественности объяснили на конференции «Изучение православной культуры в светской школе», проведенной в рамках прошедших Рождественских чтений. Местом проведения конференции было выбрано здание Министерства образования на Чистых прудах. «Мы отношения к конференции не имеем», — заверили нас накануне в пресс-службе этого ведомства. Вскоре оказалось, что многие из заявленных в программе выступающих — тоже. Так, обещанное организаторами выступление ректора МГУ Садовничего состоялось на другой «площадке» — в храме Христа Спасителя. А заместитель столичного мэра Михаил Мень отсутствовал без объяснения причин.
Открыл конференцию сопредседатель координационного совета по взаимодействию Министерства образования и Московской патриархии архиепископ Калужский и Боровский Климент. По его словам, современная российская школа напрочь утеряла воспитательную функцию, поэтому ее должна взять на себя церковь.
«Церковь не имеет возможности влиять на молодежь, потому что молодые люди не ходят в церковь, — честно признался владыка. — Что касается нового предмета, то речь не идет об изучении истории религии: главное, чтобы ученик смог ответить на Божью любовь праведной жизнью без греха». Правда, при этом нести Божью любовь в массы должны православные священники. «Православие — не отдельная конфессия, а ось общественного развития», — завершил свое выступление архиепископ.
С архиепископом полностью согласился заместитель министра образования Леонид Гребнев. Раскритиковав духовную нищету западной культуры, чиновник обратился к российским социал-демократам девятнадцатого века: «Существуют два вопроса: «кто виноват?» и «что делать?». Оба очень вредны. Вопрос «кто виноват» чужд православному. Последний обязан нести ответственность за первородный грех; постановкой подобного вопроса христианин снимает с себя всю вину. «Что делать?» — еще один вопрос, которого всякий православный должен чураться. Ибо очевидно: тот, кто прочитал Новый Завет, подобный вопрос не задаст себе никогда…».
На минуту показалось, что именно в этом и состоит цель министерских инициатив: не воспитание духовности в будущих поколениях, а взращивание послушного электората, который наконец не будет задавать проклятых вопросов «Что делать?» и «Кто виноват?». Во всяком случае собравшихся формула решения извечных российских загадок вполне устроила. Судя по выступлениям менее именитых докладчиков, православная культура вполне сможет заменить утраченную в смуте реформ идеологию. Жаль только, что новый «кодекс строителя коммунизма» вряд ли пройдет «обсуждение в трудовых коллективах» братских, но совершенно неправославных российских автономий.

Илья ВАСЮНИН
29.01.2004
Новая Газета №6

 


Министр Филиппов вынес святых

за рамки школьной программы

Oбщественная работа

Вчера в Государственном дворце съездов состоялось торжественное открытие XII Международных рождественских образовательных чтений. В очередной раз Русская православная церковь (РПЦ) пытается стать союзницей государства в вопросах образования детей, но ей вежливо отказывают.

Задачей ежегодных рождественских чтений, как определяют ее организаторы в лице РПЦ, является "уяснение значения православия для возрождения и преображения жизни российского общества, культуры и образования; воспитания подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и отечеству".
Зал Кремлевского дворца съездов, рассчитанный на 5 тыс. мест, заполнили священнослужители и паства. Появление патриарха Московского и всея Руси Алексия II собравшиеся встретили стоя. Министра образования Владимира Филиппова в этом радостном ажиотаже никто не заметил. Хор, приветствуя святейшего, исполнил молитву, в ответ патриарх благословил зал. Члены президиума перекрестились, только министр Филиппов застыл по стойке "смирно", так и не осенив себя крестом.
Патриарх объяснил собравшимся задачу нынешнего форума. "Почти всегда в средоточии нашего внимания оказывались наука, культура, русская школа, проблемы воспитания,– заметил Алексий II.– Ныне чтения посвящены значению подвига святых новомучеников и исповедников российских для нынешней жизни и судеб отечества". Тут святейший сурово посмотрел на господина Филиппова и предложил "включить жития святых в содержание учебных предметов гуманитарного цикла". "Это будет реальным примером нравственного совершенства, достигнутого в борьбе с грехом, с тяжкими обстоятельствами жизни",– пояснил патриарх.
Слегка растерянный Владимир Филиппов поблагодарил Алексия II за "сподвижничество в образовании" и согласился с тем, что школа должна развивать духовные ценности. Правда, затем в своем часовом выступлении министр объяснил, что эти ценности воспитают в школьниках с помощью реформы образования, компьютеризации и принятых новых стандартов образования, разработанных без участия РПЦ. По словам министра, "новые образовательные стандарты призваны улучшить духовное и физическое состояние детей". Например, благодаря сокращению школьного списка литературы, где, по словам министра, "сохранены все русские произведения", у учеников останется больше времени на внеклассное чтение. Таким образом, считает господин Филиппов, жития святых школьники смогут изучать в свободное время – факультативно.
Затем господин Филиппов горячо поздравил собравшихся с "государственным событием": субъекты федерации отныне будут принимать участие в финансировании школ. Не уловив каких-либо проявлений восторга по этому поводу, министр перешел к более понятным для православных вещам. "Программа патриотического воспитания уже нашла отклик среди школьников",– отрапортовал глава Минобразования. В доказательство он зачитал сочинение школьника из Кемерово, в котором говорилось о зеленом листочке, который обязательно должен что-нибудь делать для своего дерева – отечества.
Уже завершая выступление, Владимир Филиппов наконец обратился к главной теме рождественских чтений. "Несмотря на преграды чиновников, в школах будет изучение основ православной культуры",– пообещал министр. Аудитория взорвалась продолжительными аплодисментами. Министр сошел с трибуны, а зал продолжал хлопать. Никто из присутствующих, как видно, не знал о рекомендательном письме Министерства образования, в котором основы православной культуры преподавать разрешается только на факультативных занятиях, но никак не в рамках школьной программы.
АННА Ъ-КАЧУРОВСКАЯ

КОММЕРСАНТЪ  26-01

 


Священники возвращаются в школы

Минобразования поддержало идею РПЦ о введении в школах «Основ православной культуры» – пока, правда, факультативно. По данным министерства, с этим согласны большинство российских регионов. Но, например, в Башкирии считают, что вводить предмет сверху нельзя и решение должно оставаться за местными властями.

Во вторник в Минобразования в рамках XII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция «Изучение православной культуры в светской школе». Решать проблему религиозного обучения в школах собрались сопредседатели специально созданного координационного совета по взаимодействию Минобразования и Московской патриархии (МП РПЦ) замминистра Леонид Гребнев и управделами МП РПЦ архиепископ Калужский и Боровской Климент, а также представители 30 регионов, мнение которых хотело услышать Министерство образования.

Как рассказали корреспонденту «Газеты.Ru» в Минобразования, все собравшиеся сошлись на мысли, что основы православия в школах необходимы. Особых возражений против этого, по словам организаторов мероприятия, не было ни у кого.

Главными ораторами на конференции были Леонид Гребнев и архиепископ Климент. Представитель РПЦ в своем выступлении сообщил, что основы православия благоприятно повлияют на духовное воспитание школьников. По словам же Гребнева, если школьники будут знать основы православия, они будут лучше понимать русскую культуру – потому что именно православие является ее основой. «В России государственным является лишь один язык – русский. Его должны знать все. Поэтому неуместно говорить о неравноправии по отношению к другим конфессиям при введении в школах предмета «Основы православной культуры», – заявил замминистра образования, после чего дополнил свою мысль. – Чтобы хорошо знать русский язык, надо хоть что-то понимать в русской культуре, а для этого, в свою очередь, необходимо знать основы православия».

Кроме того, по словам Гребнева, именно основы православия могут дать шанс вернуться к вере и объяснить детям, что такое смысл жизни. «Наука никогда не ответит ребенку на вопрос о смысле жизни. Это вопрос религиозного, а не научного характера, – сообщил Гребнев. – А особенность российской культуры состоит в том, что в отличие от многих западных культур мы продолжаем задумываться о смысле жизни. Благодаря этому мы имеем шанс вернуться к вере и даем этот шанс другим».

Министр образования Владимир Филиппов уже успел высказаться по этой проблеме. Как заявил глава Минобразования на открытии XII Международных Рождественских образовательных чтений, «в школах будет изучение основ православной культуры – несмотря на преграды чиновников».

Пока основы православия будут присутствовать в школьном расписании лишь в качестве факультатива. Это указано в рекомендательном письме Минобразования, подписанном еще в феврале 2003 года.

«Позиция Минобразования не изменилась – у нас пока других нормативных документов нет», – сообщила корреспонденту «Газеты.Ru» консультант департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования министерства Любовь Гармаш. Правда, отметила она, вкупе с основами православной культуры принципиальной позицией министерства является то, что школьники будут факультативно изучать и основы других религий. «Мы не собираемся отдавать предпочтение ни одной из конфессий. Мы собираемся вводить основы культуры для всех четырех традиционных конфессий: православия, ислама, буддизма и иудаизма. Летом был объявлен конкурс на создание учебника «Религия в России», – сообщила Гармаш. – Конкурс выиграла Государственная академия госслужбы. Авторский коллектив уже готовит учебник, который и станет основой для религиозных факультативов».

По ее словам, Минобразования ничего никому не навязывает – а напротив, лишь прислушивается к требованиям регионов. Недавно правительство Москвы заявило, что поддерживает введение предмета, вводить факультативы начали и в Смоленской области. «Это явление носит массовый характер, так как это просто культурологический предмет: знакомство с историей России, культурой России», – сообщила Гармаш.

Но не исключено, что основы православной культуры станут все-таки обязательным пунктом школьной программы.

В конце 2003 года Минобразования сделало доклад на заседании правительственной комиссии по религиозным объединениям. После этого было принято решение создать рабочую группу, которая, «основываясь на мнении регионов», должна разработать изменения в законодательство об образовании. «Мы суммируем предложения, а как к этому отнесутся законодатели – будет видно», – пояснили в министерстве.

Впрочем, несмотря на слова представителей Минобразования, многие из руководителей российских регионов выступают против введения основ православной культуры в качестве школьного предмета.

В частности, крайне отрицательное отношение высказывают власти Башкирии. Как заявляют представители администрации, в качестве факультативов это еще более или менее приемлемо, но об обязательном изучении не может быть и речи. «Мы исходим из того, что Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна, в которой религия отделена от государства. Включение основ православия в школьную программу может осложнить ситуацию. Как будет чувствовать себя ребенок-мусульманин, которого заставят изучать основы христианства?» – спрашивают в администрации Башкирии.

Правозащитники же считают, что с введением в школах основ православной культуры необходимо бороться.

«Основы мировых религий вводить, конечно, нужно – но принципиально важно, чтобы этот учебник был написан неангажированным в какой-либо из конфессий автором. Абстрактно это правильно, – заявил корреспонденту «Газеты.Ru» глава общественного правозащитного движения «За права человека» Лев Пономарев, – Но в России уже это пробовали. И первый опыт был совершенно безобразным. Минобразования рекомендовало к использованию учебник «Основы православной культуры» под авторством Аллы Бородиной – фактически не учебное пособие – а «закон божий». А этого быть ни в коем случае не должно. Я думаю, что и на этот раз появится учебник похожий на бородинский – который просто опасен в школах. Второй вопрос – кто будет преподавать религиозный предмет. Московский патриархат подразумевает именно ангажированных людей – батюшек из соседней церкви. А это, конечно, недопустимо».

27 ЯНВАРЯ 20:28

ГАЗЕТА.РУ

 


Учебник религии поссорил правозащитников и священников

Мещанский суд обязал прокуратуру проверить учебник «Основы православной культуры», написанный Аллой Бородиной, на предмет разжигания межрелигиозной розни. Однако истцов по этому делу уже обвиняют в нетерпимости к православию – в Генпрокуратуру с соответствующим заявлением обратились православный священник и муфтий.

Мещанский межмуниципальный суд Москвы признал необоснованным отказ Останкинской межрайонной прокуратуры в возбуждении уголовного дела по факту издания в России учебника «Основы православной культуры». Этот вердикт судья Ирина Аккуратова вынесла, рассмотрев иск правозащитного движения «За права человека», представители которого полагают, что учебник авторства Аллы Бородиной разжигает национальную рознь.

Общероссийское движение «За права человека» обратилось в прокуратуру 18 июня 2002 года – после того как издательство «Покров» выпустило тиражом в 10 тысяч экземпляров учебник по православию «для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев и гимназий». Учебник был рекомендован Координационным советом по взаимодействию Минобразования и Московской патриархии.

Но, как утверждает глава правозащитной организации Лев Пономарев, подавший жалобу, на самом деле пособие направлено «на клерикальную пропаганду» и «грубо нарушает светский характер государства». «Нам говорят, что учебник культурологический, – заявил корреспонденту «Газеты.Ru» руководитель пресс-службы движения Евгений Ихлов, – но на его 112-й странице содержится антидемократический принцип коллективной вины народа, а на 114-й школьникам предлагают ответить на антисемитский вопрос «Почему иудеи распяли Христа и не могут принять Царствие Небесное?».

Правозащитники также обнаружили в учебнике нападки и на другие конфессии. В качестве доказательства своей позиции участники движения приобщили к делу заключение кафедры религиоведения РГГУ, подтверждающее, что учебник разжигает межнациональную и религиозную рознь.

Генпрокуратура передала иск в Останкинскую прокуратуру, а 4 сентября 2002 года районный прокурор отказался возбуждать уголовное дело по факту издания учебника. Это решение и было обжаловано истцами в Мещанском суде.

Суд после рассмотрения дела постановил, что отказ был «незаконным и необоснованным». Хотя другие требования правозащитников удовлетворены не были – в частности, в жалобе Лев Пономарев просил изъять учебник из школ. Кроме того, суд решил, что в его компетенцию не входит требовать от Минпечати экспертное заключение по пособию.

Теперь автору, издателям и распространителям учебного пособия может грозить тюрьма – против них может быть возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК РФ («Разжигание межнациональной розни»). Правда, как заявил Ихлов, правозащитники добиваются совсем не этого – их главной целью было «наказать чиновников Минобразования, нарушивших принципы светского государства». Впрочем, как считают в движении «За права человека», теперь дело может развиваться в трех направлениях. Во-первых, прокуратура может подать кассацию. «Тогда мы встретимся в Мосгорсуде», – сообщил Ихлов. Во-вторых, уголовное дело могут прекратить за отсутствием состава преступления. И в-третьих, прокуратура может провести собственную экспертизу и снова отказать в возбуждении уголовного дела.

Русская православная церковь, считающая, что учебник розни не разжигает, официально в ход дела не вмешивается.

Как заявил корреспонденту «Газеты.Ru» ситуацию зампредседателя отдела внешних церковных связей МП РПЦ Всеволод Чаплин, пока об уголовном разбирательстве речи не идет. «Хочется надеяться, что суд разберется в этой проблеме и учтет мнения обеих сторон», – заявил Чаплин, добавив, что позиция истцов «вызывает удивление», потому что любая религия «имеет право оценивать другие религии со своей точки зрения» и, по международному праву, может претендовать на истинность и исключительность. А истцов, по словам Чаплина, самих можно обвинить в нетерпимости по отношению к православному мировоззрению.

Что уже и сделано. В Генпрокуратуру с соответствующим заявлением обратились руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий Олег Стеняев и заместитель верховного муфтия России Фарид Салман.

Православный священник Стеняев и главный муфтий Татарстана Салман утверждают, что межрелигиозную рознь разжигают сами правозащитники, борющиеся против православного учебника.

По словам Евгения Ихлова, правозащиники расценивают этот демарш как «союз сторонников средневековой ментальности против светского государства». «Муфтият понимает, что дело будет предано гласности. Как сильно должен был одолжиться Алексий II, чтобы муфтият так подставлялся, неизвестно», – заявил Ихлов. Тем не менее судебных исков правозащитники не боятся, заявляя, что пойдут в прокуратуру с адвокатами, а потом «поднимут шум».

А надежда на то, что дело все-таки будет выиграно, у них есть – общественный резонанс, например, заставил Минобразования отказаться от планов по введению в средней школе обязательного курса «Православная культура».

13 ЯНВАРЯ

ГАЗЕТА.РУ

 


Атеисты подняли руку на министра

Московские атеисты потребовали отставки министра образования Владимира Филиппова. Они утверждают, что предмет «Православная культура», рекомендованный Минобразования, в любой форме преподавания нарушает Конституцию России. Сам министр считает предмет нужным и в отставку не собирается.

В понедельник Атеистическое общество Москвы (АТОМ) потребовало отставки министра образования России Владимира Филиппова и всего руководства министерства. В разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» атеисты пояснили, что Минобразования нарушает одно из основополагающих прав человека – право на свободу вероисповедания, записанное в ст. 28 Конституции России.

Главное недовольство АТОМа вызвало письмо министра образования России, разосланное в органы управления образованием субъектов Российской Федерации 22 октября. В письме министр предложил территориальным органам министерства ознакомиться с примерным содержанием курса «Православная культура».

Как видно из текста письма, министр четко указал, что курс может вводиться в основную сетку уроков за счет регионального (национально-регионального) компонента образования и компонента образовательного учреждения.

Атеисты считают, что составленная министерством программа больше напоминает руководство для обучения семинаристов высших учебных заведений РПЦ, чем пособие для школьников. Так, среди прочих знаний и навыков к окончанию средней школы ученик обязан назубок знать Ветхий и Новый заветы в лицах и сценах, уметь объяснять, почему остальные религии неправильные, а также должен внятно объяснить, почему центр христианской культуры и религии находится именно в Москве и как он туда переместился.

Письмо министра вызвало целую серию публикаций во всех центральных СМИ. В результате в начале декабря Филиппову пришлось едва ли не извиняться за свое письмо и через СМИ убеждать людей, что эта программа предназначена для факультативных занятий и в основную сетку не войдет.

Председатель АТОМа Александр Крайнев утверждает, что даже факультатив подобного рода наносит вред детям.

«Россия – государство светское. И никакая религия – ни православная, ни какая-то другая – не может претендовать на статус государственной, – считает Крайнев. – В государственных школах христианских стран религию преподают лишь там, где она прописана в качестве государственной. В Великобритании, например… А в США три года назад (17 декабря 1999 года. – «Газета.Ru») министр образования Ричард Райли обнародовал специальное пояснение к первой поправке к конституции страны, где четко указал, что ни один преподаватель не имеет права никаким образом склонять впечатлительных по своей природе детей к тому или иному вероисповеданию. Единственное, что допускается в государственных школах, – предмет «История религий». А все канонические тексты всех конфессий можно использовать только как литературные источники».

С московскими атеистами согласились и глава думского комитета по образованию и науке Александр Шишлов, и замглавы аппарата правительства РФ Алексей Волин. Последний, в частности, заявил, что в условиях многоконфессионального государства, каким является Россия, преподавание в школах основ православной культуры опасно.

«Как светское государство Россия не должна позволять преподавать в государственной школе любое религиозное учение. По-моему, от этого документа веет средневековьем и мракобесием», – заметил Волин.

Атеисты уже пикетировали здание министерства 12 декабря 2002 года, выступая против введения факультатива. Теперь они намерены провести серию пикетов, направленных на отставку Филиппова и его заместителей. Также АТОМ планирует направить президенту России открытое письмо с обоснованием противозаконности действий министерства.

Представители Русской православной церкви не согласны с позицией атеистов. 15 декабря около того же здания прошел ещё один пикет, только в защиту факультатива. Около 300 человек собрались на молитвенное стояние около входа в здание министерства с лозунгами «Встань за веру, русская земля!», «Верните Отечеству православную культуру!», «Духовное просвещение – в школу».

По мнению пресс-секретаря Союза православных граждан, устроивших стояние, Кирилла Фролова, нарушение прав российских граждан состоит именно в том, что в российских школах не преподаётся православие.

Официальный представитель РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин вообще высказал мнение, что «ни в одну школу не должен быть принят на работу человек, который открыто унижает религиозные чувства людей, говоря, что вера в Бога сродни вере в коммунизм, что преподавание православия опасно и что знания об ангелах и падших духах не полезны для подготовки человека к жизни в обществе».

Правда, Чаплин отметил, что следует выстроить систему, которая дала бы возможность приверженцам других религий также изучать свою религиозную культуру, будь то ислам, иудаизм или буддизм.

Однако, по признанию главы Минобразования, примерных программ изучения остальных религий у министерства нет и сроки их разработки пока не известны.

При этом сам Филиппов считает предмет «Православная культура» нужным. «В нашем обществе больше знают, кто такие Троцкий, Мартов, когда были пленумы ЦК КПСС, но нам стыдно ходить в музеи, потому что мы не можем объяснить сюжеты мировых шедевров, две трети которых написаны на библейские темы», – заявил министр.

16 ДЕКАБРЯ

ГАЗЕТА.РУ

 

 

 

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта