SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел :: Текущий раздел

Не кричите: коррупция

«13 миллиардов рублей взяток получили в 2003 году российские преподаватели», - с такого утверждения открыла нынешний весенне-летний сезон газета со скромным названием «Газета». Тут оно и началось, благо власть в министерстве образования переменилась, и на смену «твердому искровцу» Филиппову, уверенно шагавшему дорогой сомнительных реформ не то под флагом, не то под хоругвью с грозным девизом ЕГЭ, пришел вроде бы рассудительный Фурсенко, не связанный напрямую с новомодным словом из трех букв.

И сразу выяснилось (как это принято у нас), что при старом министре в образовании творилось, черт знает что:

«Социологи подсчитали, что в 2003 году россияне заплатили сотрудникам различных дошкольных и образовательных учреждений взяток на сумму 13 млрд. рублей. При этом большинство родителей и самих учащихся не против такой практики: дать взятку, чтобы обеспечить поступление ребенка в школу или в вуз, не колеблясь, готова почти каждая четвертая российская семья.

Результаты опроса о коррумпированности российского образования, проведенного Государственным университетом - Высшей школой экономики и фондом «Общественное мнение», впечатляют. Коррупцией поражены все образовательные уровни: 16% семей, где есть дошкольники от 4 лет, заявили, что давали взятки в детском саду. С таким явлением, как взятка при приеме в школу, знакомы 43% опрошенных, причем в столице это число почти в полтора раза выше - 65%. Взятки при приеме в вуз еще более распространены: о них знают 83% опрошенных семей студентов (в Москве - 85%). При этом сам факт поступления в вуз отнюдь не означает конца поборам. Среди семей студентов с необходимостью дачи взяток в процессе учебы сталкивались 73% опрошенных (в Москве - 76%).
Примечательно, что большинство россиян считают такой уровень коррупции вполне нормальным: они платят и готовы платить». 
После таких подсчетов авторы исследования оценили  суммарную «взяткоемкость» всех ступеней отечественного образования. За дошкольников население платит в год 1 млрд. рублей. Прием в школу - 1,7 млрд. рублей. Поступление в вуз - 10,7 млрд. рублей. Вывод же их был потрясающ: «неудивительно, что российские преподаватели выступают категорически против введения антикоррупционных механизмов, в частности Единого государственного экзамена». По оценке ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, введение ЕГЭ могло бы снизить уровень взяточничества при поступлении в вузы «минимум раза в три». Такой вывод не удивляет, поскольку господин Кузьминов был одним из инициаторов этого самого введения, с которым сейчас уже непонятно, что делать.

Удивило другое: ровно через три месяца журналисты, ссылаясь на то же исследование под эгидой ВШЭ, стали называть уже другую, еще более страшную цифру: «По оценкам экспертов ВШЭ, за один только 2002--2003 учебный год россияне раздали 26,4 миллиарда рублей образовательным взяточникам всех мастей. Причем 21,4 миллиарда заплатили абитуриенты и студенты вузов». (Сергей Лебедев «Коррупционный налог в вузах: как с ним бороться?», Газета. Ru», 3 июня)

Но оставим арифметические нестыковки. То, что в период «стабильности и роста ВВП» о взятках в образовании не просто заговорили, но завопили, свидетельствует об остроте проблемы. Еще два-три года назад о том, сколько денег переходит из рук родителей в руки работников образования в качестве взяток, в официальных кругах предпочитали не говорить. «Московский комсомолец» открыто смаковал тарифы на поступление в престижные вузы, но что с него взять: такие темы – его хлеб.

Потом  министр образования Владимир Филиппов, насмерть рассорившись с бывшими коллегами из Совета ректоров, никак не соглашавшегося на ЕГЭ, начал произносить крамольные речи о коррупции в подведомственной ему сфере. Тем более, что сам Филиппов, его товарищи по проведению реформы и уже упоминавшийся Ярослав Кузьминов рекламировали «слово из трех букв» именно как патентованный препарат от коррупции.

И опять вышла промашка с цифрами:  министр заявил, что «в образовании сотни тысяч теневых долларов». Поэтому следует скорее вводить ЕГЭ, который избавит абитуриентов от необходимости давать взятки. Филиппова поправил ректор МГУ Виктор Садовничий: «Оборот теневых средств в образовании – 5 миллиардов рублей». При этом глава крупнейшего вуза страны утверждал, что ЕГЭ – никакая не панацея от коррупции. Наконец товарищи из ВШЭ провели свои исследования и увеличили названную Садовничим цифру в пять с лишним раз.

Увы, как громкие крики, так и аналитические исследования о взятках имеют двойной смысл. Одни с их помощью пытаются окончательно утвердить идею ЕГЭ. В докладе ВШЭ есть, например, такая примечательная фраза: «Экономический эффект от введения ЕГЭ: один рубль бюджета, потраченный на проведение ЕГЭ, позволяет сократить расходы высших учебных заведений на проведение вступительных экзаменов на два рубля, а расходы семей (репетиторство, взятки, транспортные расходы) на 16 рублей». У автора этих строк после чтения столь блистательного вывода появились сомнения: может быть, и весь доклад такая же ахинея? Что значит, расходы на репетиторство, взятки и транспортные расходы вместе взятые (при том, что абитуриенту не надо ехать, например из родного министру Филиппову Урюпинска в Москву или Петербург) уменьшаются на целых 16 рублей? Только то, что за «правильный» тест на ЕГЭ надо платить несколько больше, чем за вступительные экзамены. Так что правы не авторы исследования, а те 420 человек, подписавших письмо Путину: спасите нес, Владимир Владимирович, от отвратительного ЕГЭ.
Правда, ушлые журналисты увидели в результатах исследований, проведенных ВШЭ, еще один мотив:
 «Ярослав Иванович (Кузьминов – О.К.) не был бы собой, если бы не пристрелил и второго зайца. Исследование ВШЭ как бы показывает: деньги у народа есть, люди готовы платить за образование! Только вот несут не туда – взяточникам всяким, репетиторам, то бишь мародерам, выползающим на поле образовательной политики под покровом ночи. Господин Кузьминов не раз предлагал «легализовать теневые финансовые потоки в образовании». Проще говоря – сделать его официально платным.
По сути, скрупулезный подсчет взяток – это обоснование инвестиционной привлекательности проектов модернизации образования».

Так что можно абсолютно честно признаться: «песни и пляски о главном в образовании», то бишь о коррупции не дадут в нынешнем своем виде никому и ничего.

Более того, еще в 2000 году число выпускников школ сравнялось с числом абитуриентов, принятых в вузы. Какие тут экзамены, какой тут ЕГЭ. Министру Фурсенко впору договариваться с министром Ивановым о совместной деятельности: призывать одновременно в армию и в вуз: утром на плац, после обеда на лекции.

А если отвлечься от образования высшего и вспомнить, что взятки у нас берут, начиная с детского сада, то возникает еще целый ряд вопросов. Например: почему до сих пор не запрещены тесты при приеме в детсад или первый класс школы? Почему в государственных дошкольных и школьных учреждениях проводится «отбор наиболее талантливых и подготовленных детей»? Куда должны деться остальные? И почему никто, например, не проверит теми же тестами детей уже отобранных?

Посмотрите на модернизаторские проекты той же ВШЭ: они лишь усугубят коррупцию в образовании. Что такое профильные школы  с отбором в профильные классы по конкурсу, с поголовным тестированием для девятиклассников? А в обычных классах должны работать учителя, не получающие солидных «профильных» надбавок? Почему бы господину Кузьминову со товарищи не пойти туда поработать – все полезнее, чем сомнительные проекты разгрома отечественной системы образования. Во всяком случае, ясно, что коррупция в школах в результате реализации кузьминовских предложений взлетит до небес.

И не надо ссылаться на опыт западных стран: это напоминает известный рассказ Зощенко о наших гражданах, усердно пудрившихся оставленным иностранцем порошком, не зная, что это – средство от блох. Да, на Западе, где школьники тоже сдают тесты, но ученику дается неограниченное количество попыток. Подготовившись в итоге по всему курсу, он может прийти в вуз со своим лучшим результатом. А что у нас? Плати либо сразу, чтобы хорошо сдать ЕГЭ (попытка то одна), либо потом, чтобы поступить независимо от его результата.

Так что не надо кричать: коррупция – надо создать нормальную систему образования. Вдруг она тоже кому-то понадобиться.

 

Олег Конюхов, 9 июня 2004г.

 

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта