SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел :: Текущий раздел

Известия науки, 9 июня 2004г.

ДВЕ УГРОЗЫ: ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРУППЫ ШУВАЛОВА И МИНФИНА

Образовательное законодательство далеко от совершенства

Олег СМОЛИН, заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы

 

В Институте образовательной политики "Эврика" прошло заседание "круглого стола" "Образовательная политика". Сегодня мы публикуем фрагменты доклада заместителя председателя комитета по образованию и науке Госдумы Олега СМОЛИНА "Образовательная политика на переломе, проблемы и перспективы законодательства".

Образовательное законодательство далеко от совершенства, но его фундамент существует. Таким фундаментом является закон "Об образовании", принятый сначала в редакции 1992 года, а затем - 1996-го. Причем, с моей точки зрения, редакция 1996 года - это та планка, которой мы достигли, а затем, к сожалению, стали опускаться вниз... Есть две угрозы разрушения фундамента образовательного законодательства. Более скромными угрозами я считаю блок законов группы Шувалова, которые пока не внесены в Госдуму и пока еще официально не рассматриваются правительством. Второй, более радикальной угрозой я считаю предложения Минфина.

О предложениях группы Шувалова. Справедливости ради надо заметить: в них есть рациональные идеи. Например, идея бесплатного образования для контрактников. Правильной по идее, но не лучшей по техническому исполнению является законопроект о возможности участия в аттестации, в осуществлении госзаказа предпринимательского сообщества. Вместе с тем глубоко уверен, что ключевые идеи, которые предложены группой Шувалова, пойдут не на пользу, а во вред российскому образованию, приведут к понижению образовательного уровня и еще большему неравенству возможностей в образовании.

Среди предложений группы Шувалова, с которыми лично мне трудно согласиться, - это введение государственного именного финансового обязательства, образовательного ваучера по результатам ЕГЭ. Эта идея увеличит неравенство прав в области образования. Поскольку многие страны применяют ЕГЭ, не знаю другой страны, где бы величина образовательного ваучера зависела от сданного единого экзамена. С моей точки зрения, неприемлемыми являются предложения о замене статуса учреждений на организации. Такая замена будет иметь негативные последствия троякого рода. Первое: мы потеряем целый ряд достижений образовательного законодательства (например, вузы, которые захотят стать организациями, потеряют право на отсрочку студентам). Большие сомнения, что Минобороны пойдет на сохранение этого права для организаций. Другая позиция заключается в том, что снимается запрет на приватизацию. И в-третьих: в Конституции есть гарантии права граждан на бюджетное образование, но они относятся к образовательным учреждениям. Никаких некоммерческих организаций с особым статусом в Конституции нет. И здесь конституционные гарантии не действуют.

Приведу то, что пойдет во вред образованию. Это двухуровневая система, когда между первой и второй ступенью вводятся дополнительные вступительные испытания. Это в общем снизит уровень образования в стране. В развитых странах более короткие сроки по бакалавриату, но более длинные сроки школьного обучения.

Намного хуже представляются предложения в области образовательного законодательства, сформулированные Минфином на заседании правительства. Судите сами: правительственный законопроект, если он будет внесен в том виде, как предложен Минфином, предполагает исключение из законодательства всяких упоминаний о Федеральной программе развития образования. Предполагается исключить из закона "Об образовании" полностью 40-ю статью, которая называется "Гарантии приоритетности развития образования". Параллельно, поскольку идет удар по государственной системе образования, предполагается ударить заодно и по негосударственным. Предполагается исключить из 5-й и 41-й статей упоминание о возможности государственного финансирования негосударственных учебных заведений, в данном случае негосударственных школ. Предлагается полностью исключить из закона "Об образовании" 44-ю статью, которая называется "Материально-техническая база образовательного учреждения". Естественно, предполагается исключить все главные нормы 54-й статьи, касающиеся заработной платы работников образования. Полностью отменить закон о компенсационных выплатах на питание учащимся в образовательных учреждениях; отменить закон о социальном развитии села. И закон о сохранении статуса государственных и муниципальных учреждений и мораторий на их приватизацию. Ничего подобного я не видел никогда. Встает вопрос: что делать, кому и как?

...Ближайшая задача (первый этап) - удержать все, что возможно, позитивное в образовательном законодательстве. Мне кажется, что идти можно было двумя путями. Первый: сохранить хотя бы те нормы образовательного законодательства, которые сейчас исполняются. Я встречался в Думе с премьером и спросил его: зачем отменять федеральную программу, если она пять лет хорошо исполняется? Ответа не было. И второй: попытаться те нормы, которые сейчас не исполняются, перевести в режим поэтапного исполнения.

Надо заметить, что предложения Минфина не только антисоциальны, они еще и антилиберальны. Предлагается выбросить последние остатки самостоятельности образовательных учреждений в области аренды, распоряжения собственными заработанными средствами.

Второй этап можно было бы условно озаглавить китайским лозунгом в период культурной революции "вперед назад". В ближайшее время следовало бы попытаться подготовить блок законопроектов и иных нормативно-правовых актов, восстанавливающих свободу в образовании и социальные гарантии. Можно было бы рассмотреть предложение в Бюджетный кодекс. Минимально необходимое: нормы законов в области образования, культуры, науки и научной политики продолжают действовать, несмотря на принятие Бюджетного кодекса.

Далее. Поправки в Налоговый кодекс в значительной степени уже подготовлены нами и рассматриваются в Государственной думе, но они нуждаются в достаточно активной работе с депутатами в регионах. Далее: либо закон о статусе педагогического работника, либо блок поправок к закону "Об образовании" о статусе педагогического работника, с тем, чтобы сохранить, восстановить социальные гарантии для педагогических работников и в том числе еще раз попытаться поэтапно исполнить ключевое положение закона о заработной плате в образовании. Блок законов, касающихся социальной поддержки обучающихся. Активизировать работу над законом об учебном книгоиздании. Такая рабочая группа сейчас создана и работает.

Я думаю, что самое трудное в данной ситуации даже не законотворческая работа. Самая трудная в культурном смысле работа - лоббистская. Я считаю, что депутаты от образования в парламенте должны исполнить свою роль. Если не удастся что-то сделать в Госдуме, то, может, удастся что-то сделать в Совете федерации, как это произошло по закону об авторском праве. Я думаю, профсоюзы должны сыграть свою роль. Было бы очень полезно, если бы представители бизнеса обратились к президенту и в правительство с заявлениями о том, что через наступление на образование экономического подъема в стране добиться вряд ли удастся. Бизнес заинтересован в образовании, а образование - в бизнесе.

Только совместными усилиями можно защитить основы образовательного законодательства. Ситуация критическая, но хотелось бы, чтобы наша образовательная политика на переломе не сломалась.

 

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта