SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел :: Текущий раздел

Смотрите, кто пришел

Отечественные СМИ, разумеется, много пишут о смене кабинета министров. Журналисты и различные эксперты высказывают самые различные мнения по поводу произошедшей реформы правительства, пытаясь предсказать дальнейшее развитие событий.

 

Сражу же после назначения Михаила Фрадкова газета «Аргументы и факты» (№9) опубликовала сразу две статьи на эту тему. «М. Фрадков. Брюссельский чистильщик» - называется статья Татьяны Нетребы:

«…Новый премьер начнет выполнять роль чистильщика. В ходе реформирования правительства будут затронуты интересы значительной части чиновничьей элиты. Той, которая, опутав коррупционной паутиной весь госаппарат, ведет страну по пути увеличения сырьевого экспорта. По некоторым данным, перед премьером ставится задача за два года сократить на полмиллиона количество чиновников.

Кстати, когда директор ФСНП М.Фрадков был гостем нашей редакции, то на вопрос, в каких сферах экономики больше всего криминала, ответил: топливно-энергетический комплекс, строительство, производство цветных металлов, производство и торговля табаком, туризм, игорный бизнес, потребительский рынок.

М. Фрадков уже тогда выступал за «усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью российских предприятий, особенно экспортных отраслей: нефтяных, лесных, металлургических, рыбных, угледобывающих». «Именно по этим каналам уплывают деньги за границу», — подчеркивал гость «АиФ».

Автор второй статьи («Контракт для премьера»), известный журналист и политик Вячеслав Костиков, выдвигает свою версию задач, поставленных перед новым премьером:

«Чтобы понять это, достаточно перечитать два документа: последнее послание президента Федеральному собранию и его выступление перед доверенными лицами. В них, собственно, содержатся все составляющие нового контракта.

1. Демонтировать олигархическую модель экономики, дать импульс развитию среднего и мелкого бизнеса.

2. Преодолеть сложившуюся при предыдущем премьере систему групповых интересов в правительстве, ликвидировать преобладание лоббистских интересов над общенациональными.

3. Преодолеть сырьевую направленность экономики с упором на активную промышленную и научно-техническую политику.

4. Ограничить аппетиты монопольного сектора.

5. Выявить несколько крупных национальных проектов для прорыва на ряде стратегических направлений.

6. Провести административную реформу правительства.

7. Сократить разрыв между бедностью и богатством посредством социально ориентированной налоговой политики.

Таким образом, на ближайшие четыре года правительство становится рабочим механизмом по реализации президентской программы. Это существенно повысит значение и ответственность администрации президента. По своим функциям и возможностям она приблизится к администрации президента США».

Но, конечно, основным стимулом для комментариев и прогнозов стало обнародование структуры и персонального состава нового правительства.

«Административный фейерверк» - так оценивает реформу правительства газета «Время Новостей» (10-03):

«Итак, вместо сложной системы с более чем двумя десятками министерств, госкомитетами, службами, агентствами и фондами, правительство выстроено, как поясняют кремлевские чиновники, по принципу «разделения на три соподчиненных уровня органов исполнительной власти». На первом уровне находятся 14 федеральных министерств, которые «вырабатывают политику и принимают нормативные правовые акты» и одновременно не имеют права выдавать лицензии, принимать решения в отношении конкретных юридических или физических лиц, а также управлять государственным имуществом. Руководителей всех 14 министерств Владимир Путин утвердил своими указами еще до того, как премьер Фрадков представил их президенту перед телекамерами. Второй уровень - федеральные службы. Они обязаны надзирать «за исполнением гражданами и организациями требований, установленных законом, но не вправе устанавливать для них правила поведения». И на третьем уровне размещаются федеральные агентства, которые оказывают государственные услуги и управляют федеральным имуществом, а также выступают заказчиками по федеральным целевым программам и финансируют подведомственные учреждения.
…Функционально новая система исполнительной власти приобрела вполне убедительный вид, а по уровню полномочий проведена своего рода «деноминация»: неуклонно разраставшийся в прошлые годы класс вице-премьеров заменен на широкий класс «мощных» министров. Министр экономического развития и торговли Герман Греф, считает, что порядка трех месяцев уйдет на ликвидацию упраздненных ведомств, но уже «с 15 марта будет нормально работающее правительство».
…Отладка системы поручена ее автору - Дмитрию Козаку, разрабатывавшему проект административной реформы на посту первого заместителя главы администрации президента. Вчера он был назначен руководителем аппарата правительства в ранге министра (г-н Козак уже занимал эту должность в правительстве Владимира Путина в 1999--2000 гг.).

…Оценить эффективность новой конструкции пока невозможно. Скептики вообще считают, что она нисколько не гарантирует ни от роста чиновного аппарата, ни от роста его административной мощи».

«Независимая Газета» (10-03), гордящаяся своей оппозиционностью, сразу же высказывает критическую версию событий. Статья Максима Гликина, посвященная новому правительству называется «Портативный кабинет Путина» и имеет подзаголовок «Новая концепция президента: правительство – это не более чем департамент в корпорации «Кремль»:

«Теперь стало окончательно ясно, что в Кремле понимают под административной реформой. Исполнительная власть становится гораздо более прозрачной, транспарентной, как модно сейчас говорить, – но не для населения, а для президентской администрации. Для пущей легкости управления этим компактным «совмином» его аппаратом будет заведовать проверенный президентский чиновник Дмитрий Козак. И этот пост «смотрящего» от Кремля – вовсе не понижение, как торопятся предположить комментаторы. Де-факто именно Козак может стать подлинным, хотя и не публичным руководителем правительства, если на то будет воля главы государства. Кстати, даже во времена расцвета правительства Касьянова начальник его аппарата Игорь Шувалов играл самостоятельную и весьма значительную роль.

Суть происходящего можно сформулировать так: в правительстве будут работать те, и только те, с кем удобно работать Путину. Старые связи, привязанности и обязательства более не актуальны. С треском вылетели чиновники, считавшиеся президентскими «любимчиками», – Юрий Шевченко, Леонид Рейман. Попал под секвестр Виталий Артюхов – несмотря на признанные заслуги в деле борьбы с ЮКОСом. Не удостоился президентской благодарности и Игорь Юсуфов, который тоже проявил себя как высокий профессионал, умудряясь многие месяцы так рулить отечественной энергетикой, как будто дела ЮКОСа не было и в помине. Не усидел и Владимир Филиппов, зачистивший от олигархов РГГУ и совершивший немало иных подвигов на ниве образования».

Куда более корректны «Ведомости». Статья «Путин раскрыл кадры» (10-03) констатирует:

«…До вчерашнего дня в России существовало шесть видов органов исполнительной власти: министерства, госкомитеты, федеральные комиссии, службы, надзоры и российские агентства.

Путин радикально упростил эту систему, сократив количество видов до трех (министерство, служба, агентство) и четче прописав их общие функции.

Министерства отвечают за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в своей сфере. В ихе ведении находятся службы и агентства. За службами - функции по контролю и надзору, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, борьбы с преступностью и т. д. Агентства оказывают госуслуги, управляют госимуществом и осуществляют правоприменение. Службы и агентства могут издавать только индивидуальные (ненормативные) правовые акты.

В окончательном виде структуру правительства внес в администрацию президента министр экономического развития Герман Греф, рассказывают независимые друг от друга чиновники Белого дома и администрации президента. "В сущности, реализована модель, которую мы изложили в своем докладе об административной реформе два года назад", - говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Путин отвел три месяца своему Главному государственному правовому управлению на подготовку поправок к закону о правительстве. Первый замминистра экономразвития Михаил Дмитриев полагает, что, пока не будут пересмотрены нормативные акты, министерства и ведомства будут работать в текущем режиме. Дмитриев не может уверенно сказать, сохранится ли комиссия по административной реформе и кто будет писать положение о новых министерствах и регламент работы аппарата правительства. "Новая структура и функции аппарата, очевидно, будут пересмотрены, - говорит источник в Белом доме, - но как - это вопрос к Михаилу Фрадкову и Дмитрию Козаку".

Особенно трудной может оказаться переналадка правительственного аппарата. "Новая структура правительства утверждена, а механизма реализации его деятельности не видно, - говорит чиновник нынешнего аппарата правительства».

На следующий день в статье «По законам бюрократии» газета дополняет свое мнение по обсуждаемому вопросу:

«…Несмотря на обещание Владимира Путина сделать новое правительство более компактным, число федеральных госорганов увеличилось с 54 (включая аппарат правительства) до 73. Хотя количество министерств сокращается с 23 до 14, на месте 30 ведомств образуется 58 - 29 служб и 29 агентств. Куратором "силового" блока (Минюст, МЧС, МВД, Минобороны и МИД, а также силовых служб и агентств) останется президент. В ведении Фрадкова останутся девять гражданских министерств, контролирующих работу 45 служб и агентств, и две федеральные службы при правительстве: антимонопольная и по финансовым рынкам.

Федеральные министры смогут держать подведомственные службы и агентства на коротком поводке. Они будут утверждать ежегодный план и показатели их деятельности, разрабатывать положения о службах и агентствах, определять финансирование и т. п. , Министры будут предлагать правительству кандидатов на посты директоров служб и агентств. Нормотворчеством - разработкой новых законов и подзаконных правовых актов - тоже смогут заниматься только министерства.

Несмотря на то что Путин сократил многообразие видов ведомств с пяти до двух, у разных служб и агентств будет разный объем полномочий. Одни службы сосредоточатся на контроле и надзоре, следя за соблюдением правил и выдавая лицензии и разрешения (служба страхового надзора, служба по надзору в сфере транспорта и т. п. ) , а другие смогут заниматься еще и правоприменением, издавая индивидуальные правовые акты и ведя реестры, регистры и кадастры (служба по труду и занятости при Минздраве).

 …Новая структура правительства далека от идеальной, говорят эксперты. "Революции не произошло, хотя при нынешних масштабах бюрократии больше сделать вряд ли было возможно", - говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов».

Свою точку зрения высказывает Интернет-газета «РБК-Дейли» - «Временное правительство» сформировано» - так называется статья, опубликованная в этом издании 10 марта:

«…Больше всех довольны изменениями в правительстве инвесторы. По мнению вице-президента «Ренессанс Капитала» Алексея Моисеева, судя по составу нового правительства, реформы, «безусловно», продолжатся. «Я воспринимаю эту новость очень положительно, – сказал г-н Моисеев RBC daily. – «Правильные» люди в правительстве остались, «неправильные» – ушли. Я очень доволен». Сходного мнения придерживается и экономист ИГ «АТОН» Питер Вестин (Peter Westin). «После выдвижения кандидатуры Фрадкова очень важным было назначение министров. И любая серьезная перемена в ключевых экономических ведомствах (Минфин, Минэкономразвития) потенциально могла быть негативной, – сказал г-н Вестин RBC daily. – Поэтому переназначение Кудрина и Грефа – это позитивный факт. Пока я не слышал о том, что происходит на уровне заместителей министров – останутся ли, например, Дворкович и Дмитриев, но думаю, что особых изменений здесь не будет». По его мнению, очень позитивным сигналом является сокращение правительства и уменьшение количества министерств.

…По мнению руководителя департамента политологических программ Центра политических технологий Алексея Зудина, по кадровому составу новое правительство можно считать переходным. «В нем сохранились такие люди, как Христенко и Шойгу – «люди из прошлого», – сказал г-н Зудин RBC daily. – Шойгу – вообще потенциальная проблема для Путина. Общественное мнение подспудно начинает искать преемника – и внимание неизбежно фиксируется на Шойгу. Поэтому для Путина эта фигура неудобна. И тот факт, что, несмотря на это, Шойгу остался в правительстве, лишний раз подчеркивает временность кабинета».

Та же мысль проводится и в интервью  с президентом Института национальной стратегии Станиславом Белковским: «Верховная власть в России священна», опубликованном здесь же в тот же день:  

«…– Итак, вчера, наконец, был обнародован состав нового кабинета министров. Новое правительство сформировано надолго?

– Думаю, что на полтора-два года. Оно будет ответственным за многие непопулярные меры, в том числе и за реформу ЖКХ, и на пике кризисов зимы 2005–2006 годов кабинет может быть принесен Путиным в жертву. Это потенциальный кабинет жертвы».

Иные вопросы волнуют газету «Коммерсантъ» (11-03). В статье «Михаил Фрадков понудит министров к задачам» речь идет о распределении влияния в новом кабинете:

«…Структура правительства Михаила Фрадкова пока достаточно прозрачна: есть министр реального сектора – это Виктор Христенко, есть министр инфраструктуры – Игорь Левитин, есть министр финансов – Алексей Кудрин и министр нереального (макроэкономического) сектора – Герман Греф.

Каким будет политический вес каждого? Пока с уверенностью можно высказать три наблюдения. Первое. Виктор Христенко практически не пострадал, хотя и потерял в статусе. Главное, что он сумел сохранить неизменными свои полномочия. Многое будет зависеть от того, сумеет ли он вовлечь в орбиту своего влияния Андрея Фурсенко, министра науки и образования. Если удастся, то под его контролем оказываются перспективы инноваций, то есть настоящая промышленная политика.

Второе. Политический вес Германа Грефа существенно вырос. Дело не только в числе ведомств, вошедших в его министерство, и в значимости федеральных агентств, оказавшихся под его контролем. Важно, что один из новичков кабинета министров Юрий Трутнев, министр природных ресурсов, видит в Германе Грефе старшего товарища. Фактически Герман Греф концентрирует в своих руках никак не меньше полномочий, чем вице-премьер бывшего правительства.

 Третье. На фоне господ Христенко и Грефа позиции Алексея Кудрина и тем более Игоря Левитина выглядят скромнее. Правда, у Алексея Кудрина есть скрытый резерв. В достаточно ясно прогнозируемых столкновениях с вице-премьером Александром Жуковым решающей может оказаться дистанция каждого из спорящих до Кремля. А у Алексея Кудрина она явно короче.

Что же касается вице-премьера Александра Жукова, то его Михаил Фрадков назвал вчера "интегратором". Возможно, премьер имел в виду превращение своего зама в говорящую голову правительства. Однако пока события показывают, что роль Александра Жукова может оказаться даже большей, чем предполагалось вначале. Характерно, что сегодня именно он выступит на заседании правительства с докладом о мерах по выполнению указа президента о новой структуре правительства. Это можно понять так, что в сферу полномочий господина Жукова переходит помимо финансов и макроэкономики еще и практика реализации административной реформы».
В сугубо ироничном ключе описывает проблемы нового правительства Дарья Ливен (статья «Найдены лоббисты, скинувшие правительство», сайт «Утро. Ру», 11-03):

«…Взглянем же на наше новое правительство во всей его пирамидальной, по выражению премьер-министра, красе. Хоть фраза "правительство по своей структуре напоминает пирамиду", может вызвать у граждан предчувствие, будто заведение на Краснопресненской набережной намерено брать в рост деньги без отдачи, имеется в виду совсем другое. Главный принцип построения новой структуры правительства – разделение на три соподчиненных уровня органов исполнительной власти: федеральное министерство – федеральная служба – федеральное агентство. Пирамиду завершает голова Сфинкса – единственного вице-премьера Александра Жукова, с функциями (цитируя опять же премьера) "интегратора", и на самой вершине антенной торчит премьер Фрадков, воспринимающий божественный сигнал Неба и транслирующий его вниз по пирамиде. Украшает строение опоясывающая надпись за подписью Дмитрия Козака, доступными пониманию иероглифами обещающая всякому нарушителю покоя Фараона вечное проклятье, трясучку и черную лихорадку вплоть до седьмого колена. Эффектно, практично и долго простоит – по крайней мере, года до 2005-го, а там и до 2007-го, когда к парламентским выборам поспеет вызревающий в недрах этой спецтеплицы Преемник.

…Трудно отделаться от ощущения, что истинная надпись на вратах административного рая – "Те же штаны, но назад пуговицами". Ибо 15 "политически ответственных" министров – это прежние вице-премьеры, которых в дореформенном правительстве, напомним, было 6. В свою очередь, бывшие министры переименовываются в заместителей министров либо директоров агентств и служб, чудесно сохраняя свои кабинеты, штаты и полномочия. Единственный нынешний вице-премьер предназначен для исполнения неизвестно каких функций, "двух станов не боец, а только гость случайный».

Наконец, на сайте «Кремль. Орг» целый ряд известных экспертов свое мнение по ряду вопросов, связанных с реформой кабинета министров.

Григорий Томчин, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий, бывший депутат Госдумы уверен: «Реформа правительства не подкреплена законодательной базой»:

«…Я боюсь, что примерно треть из назначенных в правительство людей не понимают, что они будут делать, хотя все они способные люди. В этом смысле первый месяц - месяц мытарств. Сможет ли наша экономика удержаться за этот месяц, не сдаст ли своих позиций, это вопрос. Второе: такая резкая реформа должностей в правительстве не подкреплена законодательной базой. Возможно, с приходом Козака создание законодательной базы ускорится. Но насколько я понимаю, она на сегодня не только не принята, она еще и не готова».

Лев Якобсон, доктор экономических наук, профессор, первый проректор ВШЭ, утверждает: «Создание эффективного аппарата – это проект, который выгоден всем»:

«…Количество чиновничества, думаю, будет сокращено, хотя, конечно, непропорционально числу сокращения министерств. Насколько я знаю, предполагается довольно большое сокращение в составе Аппарата Правительства.

…Вопрос в другом: наш аппарат абсолютно неэффективен, и кроме того, он не обладает свойством, которое принято называть клиентской ориентированностью. Он не ориентирован на конкретного гражданина, на удовлетворение его нужд. При сокращении аппарата очереди будут еще длиннее, бумаги будут проходить еще медленнее, если не менять механизм функционирования этого аппарата. По моему глубокому убеждению в аппарат надо вложиться, надо инвестировать, нужен серьезный инвестиционный проект. В результате этого проекта появятся реальные резервы сокращения численности за счет того, что, во-первых, удастся набрать, по-настоящему высококвалифицированных, энергичных людей. Высоко оплачивая их труд можно рассчитывать на высокую производительность.

…И еще один момент, даже более важный: это технологии. Человеку, не испорченному марксизмом, очевидно, что государственный аппарат – это такое же производство, как и любое другое и прогресс в нем зависит от технологий. Когда-то землю пахали с помощью быка, потом стали с помощью трактора; когда-то лечили, рассматривая склянку с мочой на свет, сейчас сложные диагностические приборы – другая производительность, другое качество. То же самое касается и аппарата: информационные технологии сегодня в нормально работающем аппарате точно так же заменяют людей, как они вчера заменяли их в промышленности, в здравоохранении. Процесс пошел, но только эти технологии тоже денег стоят. Сегодня эффективный аппарат – это производство высокотехнологичное, в котором заняты относительно немногочисленные, но высококвалифицированные и высокооплачиваемые люди, а у нас на сегодня аппарат кустарный. Значит, нужен крупный инвестиционный проект, а не разговоры о сокращении численности все тех же малопроизводительных и немотивированных чиновников.

Я хочу подчеркнуть, что все лимитируется состоянием государственного аппарата. Хотя я не принадлежу к числу тех, кто считает, что все наши проблемы решит госаппарат, даже хороший, но я и не принадлежу к числу тех, кто считает, что госаппарат – это камень на дороге, который надо куда-то спихнуть, а если нельзя спихнуть, то хотя бы уменьшить. Как бы то ни было, мы взаимодействуем с государством каждый день. От избыточных вмешательств надо избавляться, но в каких-то его функциях мы нуждаемся. …Создание эффективного аппарата – это проект, который выгоден всем, большой или маленький, склонный к экспансии или наоборот, склонный держаться в тени. Всем выгодно, чтобы в первую очередь местный чиновник, а не только Президент и губернатор были более или менее нормальными. Не нужно какой-то гениальности, чтобы сформулировать этот проект. …Нужно просто решиться в это вложиться, но мы стыдимся».

 

Приведенными отрывками, разумеется, не ограничивается тема нового правительства в отечественных СМИ, но обзор не может быть бесконечным.

 

Обзор подготовил Владимир Володин

 

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта