SLON-PARTY.RU :: Начало

Разделы сайта

Главная страница
Идеология

Программные документы
Темы сайта

Форум
Хроники СЛОНа

Анонсы, объявления
Последние новости
Пресс-релизы
Архив новостей
Стенограммы выступлений

Читальный зал

Статьи и интервью СЛОНов
СМИ про СЛОНа
Открытая партийная газета
Книжная полка

Сайты по науке и образованию
Руководящие органы
Лица СЛОНа

Персональные страницы
Адреса представителей
в регионах

Региональные организации
Выборы и участие во власти
Документы
Фотоальбом
Слоны в искусстве

Счетчики

Основной раздел :: Текущий раздел

Назначьте нам мэра!

На днях вице-спикер Любовь Слиска заявила, что на весенней сессии Дума может рассмотреть закон, который отменит выборы мэров. Градоначальники будут назначаться губернаторами так же, как губернаторы теперь назначаются президентом. То есть, судя по всему, вертикаль власти укрепилась еще недостаточно, есть резервы, чтобы сделать ее совсем несгибаемой. И самое интересное, что идея продвигается и из Кремля, и параллельно из регионов такие предложения доносятся.

У нас в студии один из инициаторов этого закона - генеральный директор Омского радиозавода имени Попова Иван Поляков. Он как раз расскажет об этой идее и о своих аргументах. А эксперт Вячеслав Игрунов, директор Института гуманитарно-политических исследований, даст оценку этой идее.

- Первый вопрос к вам, Иван.

ПОЛЯКОВ: На самом деле я могу сказать, что необходимость, по нашему мнению, в назначении мэров есть, и обусловлена она прежде всего той ситуацией, которая сложилась в городе Омске, складывается там много лет подряд. Мэра города Омска выбирали три раза, и все три мэра, которые ранее избирались, странным образом, по странному стечению обстоятельств попадали в очень интересную ситуацию, когда сначала региональный административный ресурс представляет этого кандидата, всеми возможными и невозможными силами и ресурсами этого кандидата рекомендует избирателям, после чего, по понятным причинам, этот кандидат становится мэром города, а через какой-то промежуток времени возникает конфликт между властями субъекта Федерации и главой местного самоуправления. Мы считаем и глубоко убеждены, что этот конфликт носит искусственный характер, и мы считаем, что один из верных путей решения этой проблемы - назначение мэра города Омска. Я прошу обратить внимание, мы не говорим о том, каким образом мэр должен назначаться.

- То есть механизм у вас не проработан пока?

ПОЛЯКОВ: Нет, механизм проработан, но он проработан не у нас, а проработан действующим российским законодательством. Действующее законодательство предусматривает такую возможность, и мы исходим, собственно, из буквы закона и из тех возможностей, которые нам законодательство всех уровней предоставляет, прежде всего.

- Но насколько я знаю, на самом деле идея назначать мэра нарушает Конституцию, по которой местное самоуправление не входит в систему госвласти.

ПОЛЯКОВ: Система органов местного самоуправления и местное самоуправление как институт действительно в систему органов государственной власти не входит. Но местное самоуправление, как первейший институт, который находится ближе всего к населению, оказывает, как ни странно, самое большое влияние на непосредственно каждодневную жизнь людей. Поэтому мы считаем, что в этой области должен быть наведен порядок.

- Но отсюда следует и другая мысль. Эта идея действительно хороша в том смысле, что мы знаем очень много примеров конфликтов между губернаторами и мэрами - это было в Приморье, это происходит в Краснодарском крае последние несколько месяцев. Это с одной стороны. Но с другой стороны, не дискредитируется ли сама идея местного самоуправления? Вячеслав Владимирович?

ИГРУНОВ: Я думаю, что эта идея нехороша ни с одной стороны, потому что конфликты существуют, и демократия - это и есть бесконечный конфликт, где стороны ищут компромисс и находят соглашение друг с другом. То место, где нет конфликтов, где все согласны друг с другом, называется кладбище. Я не уверен, что это самое удобное место для жизни человека, поэтому я не являюсь сторонником этой идеи.

Во-первых, вы совершенно правы, местное самоуправление по Конституции отделено от государственной власти, и любое вмешательство государственной власти на уровне губернатора или с более высокого уровня противоречит Конституции. Надо еще умудриться найти такие механизмы, чтобы считать, что Конституция не нарушена, кстати, в отличие от назначения губернаторов.

Однако я должен вам сказать, что при назначениях, я думаю, ничего не изменится. Мы слышали здесь рассказ об Омске. Действительно, он в этом отношении замечательный город, потому что его возглавляет один из самых известных и давно работающих губернаторов, и там были замечательные мэры. Долгое время шла с известным политиком Рощупкиным война, пока тот не ушел, и вместо него наконец-то поставили или избрали кандидата, поддерживаемого губернатором. То есть практически назначение. То есть административный ресурс достаточен для того, чтобы назначить, как бы избирая.

ПОЛЯКОВ: Так вот мы хотим, чтобы эта ситуация с назначением или избранием не давала возможности манипулировать терминами. Мы считаем, что ситуация должна легализоваться.

ИГРУНОВ: Мы сейчас к этому вернемся. И вот фактически приходит к власти человек, который устраивает губернатора, и через некоторое время начинается новый конфликт. Возникает вопрос: может быть, дело не в мэрах и, может быть, дело не в механизме избрания или назначения, а, может быть, в чем-то другом? Может быть, слишком долго засиделся губернатор, который считает себя безраздельным владыкой, и все должны быть "у ноги"? Вот если мы перейдем к назначению, то мы получим ту же самую ситуацию: мы назначим, через три месяца возникнет конфликт, снимем, опять назначим, потом снимем, потом опять назначим. И мы получим абсолютно послушную власть, власть, которая не будет передавать сигналов снизу, от населения.

- Правильно. Но при существующей выборной системе разве не происходит такая ситуация, что выборы условны, в кавычках?

ИГРУНОВ: Вы правы, очень часто такое бывает.

- Поэтому, казалось бы, разницы большой не будет.

ИГРУНОВ: Очень большая разница, разница колоссальная. Потому что, если вы оставляете форму выборов и прописываете нормативно, что это должны быть выборы, мы с вами можем побороться, прислать наблюдателей, провести агитацию, мы получаем шанс, пусть небольшой, но шанс, чтобы выбрать. Есть надежда.

- То есть какие-то средства использования демократических институтов?

ИГРУНОВ: Конечно. Сегодня демократическая процедура, может быть, не справляется. Но пройдет время, общество созреет, и оно справится. Если вы убираете эту процедуру, то шансов на демократию у нас не остается.

- Иван, вопрос по поводу местного самоуправления. Что происходит сейчас? Сейчас люди все-таки имеют право выбирать, и они выбирают человека, который знает ситуацию в городе, который хороший хозяйственник, вот это главные критерии. Что произойдет, если идея, которую вы поддерживаете, будет поддержана и в Кремле? Главным критерием будет уже приближенность к губернатору, к его окружению. Вас этот аспект не смущает?

ПОЛЯКОВ: Мы глубоко убеждены, что прямые выборы в Российской Федерации и в Омской области в частности должны быть. Главная цель, которая нами движет, заключается в том, чтобы повышался неукоснительно, каждодневно уровень жизни людей. Мы считаем, что ответственность чиновника любого уровня должна быть персональной, и те механизмы, которые предоставляет нам действующее законодательство, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления", местное законодательство Омской области и даже Европейская хартия о местном самоуправлении, на которую так часто ссылаются некоторые политики, - возможность гражданам местного сообщества привлекать к ответственности непрофессионально работающих градоначальников...

- Каким образом они это смогут делать?

ПОЛЯКОВ: В качестве примера я могу вам привести статью 37 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", которая предусматривает возможность не избрания главы местной администрации, а назначения его по контракту, заключаемому по результатам конкурса, который проводит конкурсная комиссия, на две трети которая состоит из представителей населения города, то есть в данном случае в Омске из депутатов городского совета, на одну треть - из депутатов Законодательного собрания, которые избираются путем прямых выборов всенародных и которые на открытом конкурсе избирают и нанимают на работу.

- Это калька в какой-то степени новой системы избрания губернаторов.

ИГРУНОВ: Нет-нет-нет, здесь вы не правы. Здесь вопрос совершенно в другом. Здесь законодатели, которых прямым образом избрали граждане, сами решают: либо избрать, например, из своей среды мэра города, или заключить контракт.

- Понятно, то есть не по представлению губернатором кандидатуры.

ПОЛЯКОВ: Я в данном случае могу говорить о тех возможностях, которые предоставляет нам сегодня действующее законодательство.

- И о ваших предпочтениях скажите, какая система вам близка?

ПОЛЯКОВ: В этом отношении мы свое мнение высказали достаточно открыто и гласно. Мы считаем, что система избрания или назначения мэра-профессионала по контракту представительным органом власти, что у такого рода системы работать эффективнее шансов гораздо больше, нежели у той системы, которая существует последние годы в нашей стране.

- Вячеслав Владимирович, а вот эта система избрания по контракту, она вам больше симпатична?

ИГРУНОВ: Вы знаете, во многих случаях она действительно совершенно оправданна, и здесь я мог бы согласиться с коллегой. Что для этого необходимо? Для этого необходимо увеличить полномочия местных органов законодательной власти, представительной власти. Действительно, должны быть реальные демократические выборы, должны быть реальные представители от населения, и тогда, когда мы будем иметь конкурирующие группы в законодательном органе, то, договариваясь между собой, они, конечно же, выберут гораздо более профессионального менеджера, чем изберет население, которое не имеет представления о тонкостях профессии.

ПОЛЯКОВ: И не имеет возможности спросить с него за проделанную работу, что немаловажно.

ИГРУНОВ: Да, и спросить не имеет права, кроме как отказать ему в праве на избрание через какое-то время. Я считаю, что это вполне возможный механизм. Сегодня же при прямых выборах очень много демагогов приходит к власти на совершенно популистских лозунгах, которые потом ничем не оправдываются. Люди оказываются глубоко непрофессиональными, и этот непрофессионализм продолжается четыре года, доводя город или район до ужасного состояния. Поэтому такой механизм возможен, но это не механизм назначения губернаторов.

- Иван, вопрос по поводу ситуации в вашем городе. Там был очень интересный демарш, можно сказать, прецедент очень интересный создан: 22 работника вашего завода зарегистрировались кандидатами в мэры. При том, что там уже четыре кандидата есть из влиятельных чиновников.

ПОЛЯКОВ: Я бы не стал называть это демаршем, потому что, наверное, мы имеем в данном случае пример как раз реализации тех прав и возможностей, которые нам предоставляет Конституция Российской Федерации действующая, когда граждане Российской Федерации пользуются правом не только избирать, но и быть избранными.

- Это безусловно. Но когда 22 работника одного завода баллотируются в мэры, это по меньшей мере странно.

ИГРУНОВ: Вы знаете, я должен сказать, что, по-моему, это очень хорошо говорит об Иване Викторовиче, потому что это означает, что на его заводе очень демократическая атмосфера и люди чувствуют себя активными гражданами, ответственными за судьбу своего города.

ПОЛЯКОВ: Мы считаем, что это очень важно.

- А не кажется ли вам, что при введении новой системы ваши работники уже не смогут проявлять такую политическую активность? И вообще, разговоры о гражданском обществе все больше и больше сходят на нет с такими инициативами.

ПОЛЯКОВ: Мне кажется, что это никак не связанные друг с другом вещи.

- Ну как же? Они уже не смогут выдвинуть свою кандидатуру.

ПОЛЯКОВ: На самом деле они смогут выдвинуть свою кандидатуру, потому что если мы говорим о варианте найма на работу мэра по контракту, то как раз любой из жителей Омска может, безусловно, участвовать в конкурсе. И, наверное, если он представит адекватную программу, он может победить на этом конкурсе и возглавить город.

- Вячеслав Владимирович, на ваш взгляд, насколько актуальна такая идея для остальных регионов?

ИГРУНОВ: Я думаю, что она актуальна для всех регионов. Я думаю, что если рассматривать именно таким образом, не как назначение губернаторами, а как переход к контрактной системе назначения мэров, то в этом смысле, мне кажется, открываются даже очень интересные возможности. И тогда политической властью в городе будут избранные законодатели, а исполнительным органом, который будет выполнять волю Законодательного собрания, будет мэр города.

Сегодня мы получаем две равноправные политические ветви власти - с одной стороны, Законодательное собрание, с другой стороны, избранный мэр, который является фактически политическим лицом, потому что он приходит на каких-то политических программах к власти. И как правило, эти две структуры конфликтуют между собой. Я не являюсь противником противовесов, я, наоборот, являюсь их сторонником, но в данном случае на городском уровне граждане настолько близки к своей власти, что здесь такое противостояние вовсе не обязательно. Такой вариант очень возможен, который предлагается коллегой, и он может привести к повышению профессионализации. Во всяком случае, на первые 15-20 лет становления демократии в нашей стране это не самый худший вариант.

 

 

Высказаться

Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель. Разработчик и веб-дизайнер - Шварц Елена. Состав редакции сайта